Смольный намерен запустить сервис для заполнения европротокола со смартфона. Это позволит автоматически перенаправлять транспорт в обход ДТП, а заодно быстрее латать опасные дыры на асфальте.
Комитет по информатизации и связи Смольного готовит концепцию сервиса по электронному заполнению европротокола. Это позволит автомобилистам разъезжаться быстрее, а городу – оперативно отводить собирающиеся пробки. Идею чиновникам подкинул предприниматель Евгений Тюлькин, а смольнинский сервис могут интегрировать с уже работающим порталом «ДТП Мастер».
Схему нового сервиса в КИСе описывают так. Как только водители, попавшие в ДТП, начинают заполнять европротокол со смартфона или планшета, информация попадает в систему Регионального центра управления транспортом (РЦУТ). Она автоматически корректирует движение автомобилей, не давая собраться пробке. После пересылки европротокола в страховые компании система фиксирует прекращение инцидента и возвращает трафик в обычное русло.
«Планируемый сервис по оформлению европротокола обеспечит пользователям возможность автоматического заполнения данных, загружаемых при регистрации в сервисе, и сократит время на дороге при заполнении большого количества реквизитов», – говорят в комитете.
Пока проект сервиса прорабатывают. Но не исключено, что город приобретет часть модулей уже работающего аналога – портала «ДТП Мастер». Такие переговоры идут, рассказал «Водителю Петербурга» Евгений Тюлькин, владелец и гендиректор разработавшей его фирмы «КиТ Оценка».
«КИС будет разрабатывать функционал в государственных информационных системах, который сможет интегрироваться с сервисами независимых разработчиков», – косвенно подтвердили в комитете.
Сайт «ДТП Мастер» появился в 2014 году. На старте программа только собирала и обрабатывала статистику – где, когда и при каких обстоятельствах происходит больше всего ДТП. За 3 года продукт усложнился, а команда разработчиков выросла с 3 до 7 человек.
Теперь «ДТП Мастер» позволяет водителям заполнять европротокол онлайн, не мучиться с бумагами и не допускать ошибок, к которым может придраться страховая. Вдобавок сервис автоматически дает заключение, кто виновен в ДТП. Компьютер учитывает время реакции водителя, тормозной путь, траекторию и состояние дороги. Данные для расчетов получают с помощью краш-тестов и статистики аналогичных происшествий.
Краш-тест разработчиков портала «ДТП Мастер»
«В России 50 – 60% ДТП происходит по вине дорожных служб, но ГИБДД часто пытается признать виновным водителя, – объясняет Евгений Тюлькин, владелец и гендиректор «КиТ Оценка». – Был случай в Волосовском районе. Парень входил в поворот. Из-за того, что дорогу не чистили, его вынесло на встречку. А на встречу ехал груженый "МАЗ". Вину попытались возложить на погибшего парня, хотя он никаких правил не нарушал. То же самое происходит, когда в авариях участвуют дети высокопоставленных чиновников. Они никогда не виноваты. А программа поможет доказать, что это не так».
За 4 месяца программой воспользовались 1400 россиян. То есть в МИАС было оформлено около 1 % всех европротоколов в стране, исходя из статистики прошлого года. Кроме того, сервис используют жители бывших республик СССР – Белоруссии, Украины, Казахстана, Грузии.
Тепловая карта ДТП в Санкт-Петербурге за 2 недели
Гипотетически автоматический сбор данных о ДТП позволит городу быстро исправлять мелкие недочеты – где-то залатать дыру в асфальте, положить лежачего полицейского или поставить знак. Либо планировать полномасштабный ремонт, улучшать инженерное обеспечение дорог.
«В начале 2015 года мы заметили всплеск числа аварий на Невском путепроводе, который соединяет Ивановскую улицу с проспектом Славы, который показала нам программа, – говорит Евгений Тюлькин. – Выяснилось, что на одном из участков был полностью разрушен асфальт, глубина выбоин достигала 12 см. На скорости автомобили теряли управление и вылетали с полосы».
Из-за ям на дорогах часто страдают и горожане, и бюджет города. Пострадавшие в авариях на Невском путепроводе подавали иски к дорожникам и отсуживали ущерб, объясняет Евгений Тюлькин. Тогда, в 2015-м, «КиТ оценка» сама передала данные в ГУДП, и дыры начали латать.
Кроме того, с помощью программы Смольный гипотетически сможет прогнозировать аварийность новых дорог после их ремонта или строительства. Такие возможности уже запрограммированы.
Смольный намеревается создать свою систему мониторинга ДТП уже по меньшей мере год. Этот вопрос обсуждался на губернаторской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения в июне 2016 года.
До этого, в мае 2015-го, создать систему «публичного мониторинга ситуации на дорогах» распорядился президент Владимир Путин. Минкомсвязи взяло под козырек. Ведомство заявляло, что создаст сайт с картой ДТП к концу 2016 года за 10 млн рублей. Однако результаты так и не презентовало.
Зато «схожий» проект «Карта жизни» появился у Общероссийского народного фронта. На карту попросту нанесли адреса с тяжелыми ДТП. Теоретически все «очаги аварийности» должны были проанализировать и исключить. После нескольких презентаций проект заглох. Карта не обновляется с 2016 года.
Наконец, аналитическая программа есть у ГИБДД. Ведомство начало разрабатывать ее еще в конце 2000-х годов. В 2014 году усилиями разработчика «Прогноз» Многопараметрическую информационно-аналитическую систему ввели в эксплуатацию. Однако на практике она не слишком оперативна – сведения об авариях подгружаются ежемесячно, детализация слабая, мобильных версий нет.
Впрочем, и Смольный также не дает повода обольщаться. Ни сроки создания нового сервиса, ни стоимость пока неизвестны.