Экономика России после небольшой паузы вернулась к снижению, несмотря усиленную добычу полезных ископаемых и рост цен на нефть.
В феврале российский ВВП уменьшился еще на 0,1%. Спад был зафиксирован даже после учета календарного фактора (в прошлом году в феврале было больше рабочих дней), сообщает 3 апреля в оперативной оценке Внешэкономбанк.
За два месяца накопленным итогом экономика сжалась на 0,4%, практически полностью перечеркнув рост второй половины 2016 года.
Около нулевой отметки российский ВВП удерживает усиленная добыча минеральных ресурсов с их последующей транспортировкой за рубеж, а также необходимость выработки тепла в связи с зимними холодами, следует из оценки ВЭБа.
В январе добывающие отрасли показали рост на 0,5%, в феврале – на 1,6%. "В условиях ограничения добычи нефти роль лидера взяла на себя добыча газа. Сильный рост отмечен и в добыче угля", – констатирует главный экономист госкорпорации Андрей Клепач.
В той же части экономики, которая не "сидит на трубе", а занята производством реальной продукции, продолжается сжатие выпуска и сокращение инвестиционной активности, которые постепенно приобретают характер устойчивого обвала.
По оценке ВЭБа, обрабатывающая промышленность падает три месяца подряд, чего статистика банка не фиксировала ни разу за все время кризиса.
В феврале выпуск продукции сократился на 1,7%, в январе – на 2%, в декабре – на 1%.
"Сокращался выпуск машиностроительной продукции. В феврале упало производство автомобилей, а также выпуск продукции «закрытых» группировок, относящихся к авиастроению, судостроению, ракетно-космической промышленности. В первые два месяца года сильный спад продемонстрировал металлургический сектор", – рассказывает Клепач.
При этом, отмечает он, косвенные данные свидетельствуют о новом снижении инвестиций: импорт оборудования сокращается, одновременно падает собственное производство машин и сжимается банковское кредитование промышленных предприятий.
В целом инвестиционная активность в экономике упала на 0,8% в феврале и 1,1% в январе.
Ключевая проблема, на которую жалуются руководители промышленных предприятий, – это отсутствие в экономике платежеспособного спроса, отмечает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович.
По данным опроса, проведенного ВШЭ в феврале, недостаток покупателей назвали в качестве главного фактора риска 51% из более 3 тысяч топ-менеджеров. Еще 39% сообщили о слишком высоких налогах, которые не оставляют ресурсов на модернизацию.
Пока признаки роста есть лишь в госкорпорациях, экспортирующих ресурсы, – им поддержку оказала девальвация рубля. "У остальных компаний наблюдается спад, который усугубляют ужесточение налогового администрирования, отсутствие структурных реформ и падение располагаемых доходов населения", – говорит аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай.
Источник: Finanz.ru