Концепция по развитию в Петербурге транспортно-пересадочных узлов нуждается в переработке. Такое мнение высказала в ходе пресс-конференции Екатерина Заволокина, руководитель проектов отдела стратегического консалтинга компании JLL в Санкт-Петербурге.
По ее словам, проект развития ТПУ у станции метро «Девяткино», представленный правительством Петербурга летом 2016 года, так и не сдвинулся с места, поскольку не смог заинтересовать инвесторов. Ключевая проблема, по мнению Екатерины Заволокиной, в несоответствии заявленных масштабов проекта реальной ситуации на рынке.
Напомним, всего Смольный хочет запустить в Петербурге 60 транспортно-пересадочных узлов, однако детальная концепция существует только для ТПУ в «Девяткино». Согласно проекту, представленному летом 2016 года, объект площадью 450 тыс. кв. м должен быть реализован в три очереди по модели государственно-частного партнёрства, а размер инвестиций составить 37 млрд рублей. В него войдут междугородний и международный автовокзалы, метро, железнодорожная станция, автостоянка, а также торговый центр площадью 183 тыс. кв. м и бизнес-центр площадью 82 тыс. кв. м. В ходе выставки MIPIM председатель комитета по инвестициям Ирина Бабюк подписала соглашение с компанией FEPI (занимается привлечением денег в Китае и других азиатских странах) о продвижении проектов ТПУ в Петербурге среди инвесторов.
«Конечно, такой большой развивающийся район требует качественной торгово-развлекательной инфраструктуры, но в несколько меньшем масштабе. На бизнес-центр в 80 тыс. кв. м тоже не будет спроса», – заявила Екатерина Заволокина. По ее мнению, метраж проекта надо сокращать в 2 – 3 раза и реализовывать его в одну очередь, а не в три, что позволит снизить риски инвесторов.
По словам Владислава Фадеева, руководителя отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге, инвесторы не торопятся вкладывать деньги в ТПУ из-за отсутствия конкретики, которое мешает бизнесу просчитать финансовую отдачу от объектов коммерческой недвижимости. В частности, непонятно, как именно и куда будут пересаживаться люди, какие участки будут выделяться под застройку и, наконец, кто из чиновников правительства Петербурга и Ленобласти за что отвечает в данном проекте. Кроме того, если бы город также сообщил о намерении инвестировать в проект, это бы добавило предпринимателям решимости, добавил он.
По мнению Екатерины Заволокиной, Смольному следует взять на вооружение опыт правительства Москвы, которое разделило все проектируемые ТПУ между консультантами в области торговой недвижимости и попросило их разработать концепции, которые смогли бы заинтересовать инвесторов. «Сейчас уже идет третья волна конкурсов, битва за участки очень ожесточенная», – сказала она.