Развитию мер социальной поддержки, основанных на критериях нуждаемости, препятствуют отсутствие политического консенсуса относительно приоритетов в системе социальной защиты населения, а также высокие издержки на контроль нуждаемости. Об этом говорится в докладе Комитета гражданских инициатив бывшего министра финансов РФ Алексея Кудрина «Повышение эффективности и результативности социальной защиты за счет развития программ адресной поддержки нуждающихся».
«Барьеры развития мер социальной поддержки, предоставляемых на основе контроля нуждаемости: отсутствие политического консенсуса относительно приоритетов в системе социальной защиты населения; отсутствие консенсуса в определении нуждаемости; высокие издержки на контроль нуждаемости при низкой распространенности сферы ее применения», — говорится в докладе.
Эксперты подчеркивают, что расходы на нестраховые формы социальной защиты граждан (пособия, компенсации, доплаты, субсидии гражданам на приобретение жилья и др.) сегодня составляют 2,6% от ВВП, что сопоставимо с расходами на здравоохранение (3,5%).
«Однако они не позволяют сдерживать рост бедности и нуждаемости, что традиционно является основным функционалом данного сегмента системы социальной поддержки», — отмечают авторы доклада.
Переход на адресную помощь может коснуться только 22–25% расходов на меры социальной поддержки населения из средств региональных бюджетов, сообщается в докладе.
«Результаты проведенного исследования показали, что если за базу принять все расходы на меры социальной поддержки населения из средств бюджетов субъектов Российской Федерации, то разворот в сторону адресных программ для нуждающихся может коснуться только 22–25%»,— говорится в исследовании.
Максимально на основе контроля нуждаемости могут предоставляться меры, финансирование которых составляет половину от всех расходов региональных бюджетов на социальную поддержку, отмечается в докладе.
Источник: RNS