Можно как угодно относиться к выборам Трампа, можно его любить и радоваться, можно горевать и расстраиваться, но один факт непреложен: демократия работает. И потому именно это главный повод для того, чтобы задуматься.
Многим (и, простите, мне лично) Трамп редкостно антипатичен как любой вид отъявленного популизма в самом неприглядном виде. Но тем не менее. Его выбрали. И, во-первых, произошла типичная для Америки смена партий, чтобы одни не засиживались так долго. Во-вторых, постоянный истеблишмент надоел, выбирать президентскую жену как-то странно. В-третьих, требуют усиления внимания к национальной экономике, протекционизму и т.п. В-четвёртых, ожидают изменения беспредельной экспансии национальных интересов США вовне. В-пятых, реформа здравоохранения не удалась. Этот список можно продолжать, при этом рост американской экономики в последние два года – 2,4 и 2,6%, для высокоразвитой, крупнейшей в мире экономики это очень внушительная цифра.
Для сравнения: мы уступаем США по ВВП примерно в 9 раз (при самой благожелательной оценке, с учётом паритетной покупательной способности). Падение экономики идёт который год, впереди в лучшем случае стагнация или минимальный рост. Для развивающейся страны (какой мы, без сомнения, являемся) это клинически мало. Доля сырьевой промышленности возрастает, обрабатывающей падает, даже в этом году.
Вдобавок приведу лишь один из результатов реформы здравоохранения в нашей прекрасной Родине – медицинское обслуживание осталось только в 45 из 130 тысяч сельских населённых пунктов. Дальше каждый может подставлять любимые цифры, факты, явления сам, исходя из предпочтений. Но при этом мы поддержали существующие парламент и правительство 55-ю, кажется, процентами пришедших на выборы, и «Единая Россия» получила на 105 мандатов больше прежнего призыва. Никакой заметной оппозиции не было и нет. Согласно последней статистике, на следующих выборах действующего президента собираются поддержать две трети населения.
Напрашивается простой вопрос: а стоит ли так насмехаться над Америкой, снисходительно улыбаться и радостно повторять вслед за Задорновым и Захаровой, что они такие недоразвитые и т.п.?
Мы-то, конечно же, хорошие и прекрасные, мы – вежливые люди. На днях один знакомый в ответ на мою сокрушённость тем, что даже министр экономики (!!!) берёт взятки, возмущенно заметил, что это не взятка, это просто благодарность за приватизацию. Отсюда напрашивается вывод: арестовали за то, что спасибо Сечину за подарок не сказал, невежливо получилось. А у нас в правительстве все очень воспитанные, такого прокола не поняли и возмутились. Просто история для детского сада – как надо любить, ценить и использовать волшебные слова.
Понятно, его не осудят, но главное, что в обществе катастрофически исчезло созидательно критическое отношение к деятельности – страны, руководящих органов, коммунальных властей (губернаторов и так далее вниз). Это не просто не поощряется – размышление, но наоборот, изгоняется. А не в этом ли и состоит гражданская ответственность, как в жизнестроительном размышлении над обществом и страной, работой своего предприятия и себя лично. И в том числе и в противостоянии глупостям и прочему. Гражданская ответственность любой власти также состоит в самокритичности, в способности признавать ошибки и делать всё для того, чтобы их исправить. И объяснять собственные поступки тоже. Из лучшего в последнее время – планирующаяся приватизация около 20% самой «Роснефти». Нам объясняют, что их готова выкупить сама компания. Абсурд какой-то. Госкомпания покупает свои же акции – для кого и кто это делает? Да и откуда у компании около 10 миллиардов евро свободных денег (больше 700 миллиардов рублей), ни про какой синдицированный кредит нам не сообщают, а если у них свободных средств столько, то что же это за компания, какие же они хозяйственники, тогда их просто увольнять надо сразу же. Это всё азбучные вещи. Но так как никто не объясняет и почти никто не задумывается, то всё в ажуре.
Примеров гражданской ответственности крайне мало, оттого им так и радуешься. В этом году рекордсмен по числу ответственных поступков – Русский музей. Стараниями прежде всего трудового коллектива (именно так!) был дважды отклонён проект бессмысленной реконструкции дворов Михайловского дворца. Аргументация была базисно ясной и простой: да, лифт необходим, но ради перекрытия дворов и создания маленьких межэтажных пространств потребуется закрывать большую часть экспозиции, срочно перевозить часть фондов и научную библиотеку, это ли не безобразие. А смысла в перекрытии дворов, кроме создания лифтов, действительно нет, совершенно. И при этом налицо рост потока людей в музеи. Как же можно закрывать часть главного музея национального искусства? Парадоксально, но аргументация многих сотрудников подействовала и зимой, сработала и на этой неделе. А для придумывания лифта стоило бы всё же позвать какого-нибудь классика, ведь лучше фостеровской лестницы и лифта в лондонской Академии никто ничего не сделал. Ладно, Фостера не позовут, но музей не закрыли и государственные (народные) деньги сбергли.
Совсем недавно тот же Русский музей отклонил предложенные ему в подарок полотна Васильевой, прости Господи за одно упоминание её имени. Люмпенская наглость этой специалистки по освоению государственных (народных) средств дошла до того, что ей и картины свои надо в Русский музей поместить. Не путайте люмпенское с пролетарским, это абсолютная наглость, отъявленная и асоциальная, свои общественные нормы не соблюдала, а других не знает. Но и тут Русский музей – герой: подарок отклонили. А вопрос зам.директора ГРМ по науке на заседании стал легендарным: кто за то, чтобы принять эти полотна? Понятно, никто, заседание закрылось. Просто римский лаконизм речи. А ведь котику понятно, что Васильева – не имя собственное, а явление, да и те, кто за ней...
Гражданская ответственность и в том, чтобы так вдумчиво, неспешно и содержательно показывать и объяснять творчество В. Кандинского, с тем чтобы помочь посетителям задуматься над главным русским вкладом в искусство XX века.
Потому нам и остаётся выбирать между гражданской честностью и кодексом новой вежливости. На это нам право ещё осталось.
А о других уроках Трампа в следующий раз.