Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Финляндия Останется ли Петербург без паромов

Останется ли Петербург без паромов

68

По данным СПАРК, St. Peter Line принадлежит кипрской фирме Cruise and Ferry Investment Holding Co, которой, в свою очередь, владеет SC Maritime Cruises Limited, также зарегистрированная на Кипре. Ранее 70% SC Maritime Cruises принадлежали компании Inflot World Wide Cruise & Ferry, но в 2015 году, по данным «Фонтанки», эти акции передали лизинговой компании «Эстафета», связанной с банком «Санкт-Петербург». Поводом к передаче послужил кредитный залог, в который вошли паромы «Принцесса Мария» и «Принцесса Анастасия».

«Принцесса Мария» впервые вышла на маршрут Петербург — Хельсинки в апреле 2010 года. В марте 2011 года заработала линия Петербург — Стокгольм, на которую вышла «Принцесса Анастасия». Оба парома плавают под мальтийским флагом. Пассажиропоток рос стремительно: от 215 тыс. в 2010 году до 750 тыс. в 2013-м. Но затем наступил спад, и уже за 2015 год суда St. Peter Line перевезли 569 тыс. пассажиров.

Со временем менялась и структура пассажиропотока. Туристов из России и Финляндии становилось все меньше, и, подводя итоги прошлого года, бывший вице-президент компании Андрей Мушкарев сообщил, что из числа иностранцев на паромах больше всего путешествуют немецкие туристы, на второе место вышли китайцы, а финны переместились с первой строчки на третью. Количество российских граждан за два года сократилось больше чем вдвое: если в 2014 году они составляли 65% турпотока, то уже в первую половину 2016 года, по данным компании, их доля сократилась до 30%.

Несмотря на хорошую наполняемость и постоянный спрос, компании приходилось тратить немалые деньги на содержание паромов. По данным «Фонтанки», с учетом портовых сборов, менеджмента и обслуживания паромы обходились по 60 - 65 тыс. евро в день за «Принцессу Марию» и по 80 - 85 тыс. евро — за «Анастасию». Все операции внутри компании — вплоть до выплат экипажу — проводились в валюте. При этом в руководстве обсуждали идею привести паромы под российский флаг, чтобы получить большую скидку, но эта идея осталась без воплощения.

Как и у других паромных операторов на Балтике – Tallink и Viking Line, — серьезную часть дохода St. Peter Line, помимо платы за билеты, приносила торговля алкоголем и едой на борту. Но, по данным «Фонтанки», если до 2014 года магазины duty free находились в аренде и вносили за это большую плату, то затем менеджмент компании взял управление на себя, что снизило часть доходов. При этом еще в конце 2012 года обсуждался вопрос о продаже компании эстонскому оператору Tallink Silja Line. В качестве основного плюса называлась возможность закупать алкоголь и продукты питания по сниженным ценам.

На выручке от продаж спиртного сказался и упор на перевозку туристов из Китая, не особенно тяготеющих к алкоголю, — уже в 2015 году количество китайских туристов увеличилось в 2,5 раза, а в первом полугодии 2016 года еще на 20%. Дошло до того, что к 2016 году на пароме обустроили специальную комнату отдыха для гостей из Поднебесной и перевели меню на китайский.

По информации «Фонтанки», «Принцесса Мария» предположительно продана Moby Lines за 15 млн евро и уйдет с балтийского направления после 9 ноября. «Принцесса Анастасия» продана за 22 млн евро, но в St. Peter Line уверяют, что паром останется обслуживать туристов в Петербурге и закроет оба расписания.

«Мы ведем переговоры о синергии двух компаний. Это стандартная процедура для повышения качества сервиса и улучшения финансовых показателей. Сейчас мы работаем в штатном режиме, в стандартном расписании, и любые публикации на эту тему сказываются на наших продажах. Смены собственников не было и не будет. Будут перемены в менеджменте — но это стандартная процедура», – рассказал гендиректор компании Серегй Котенев.

В дальнейших планах оператора — презентация нового круизного продукта, который, по заявлению пресс-службы, «приятно порадует пассажиров». В компании обещают представить обновленный паром и новую маршрутную линию. Но генеральный директор информационного агентства InfraNews Алексей Безбородов полагает, что говорить о полноценном слиянии двух компаний здесь не имеет смысла. «Я думаю, что они просто окончательно разорились. У них давно все было плохо с финансовыми показателями. Это не относится к сфере морских перевозок: это предоставление развлекательных услуг. Это отдельная история, которая скорее имеет отношение ко всяким серым предпринимательским зонам», – отметил Безбородов.

«Никакого слияния там нет и быть не может, – рассказал «Фонтанке» еще один собеседник, знакомый с ситуацией. – Это маркетинговый ход, хорошая мина при плохой игре. Флот продан, а что будут делать итальянцы с пароходами — еще неизвестно».

По предположению собеседников, продажа паромов может быть связана с тем, что банк «Санкт-Петербург» в итоге вышел из проекта. Хотя сам Сергей Котенев отрицает, что банк был собственником активов: по его словам, паромы были у организации в залоге и находятся в нем до сих пор.

В качестве основных конкурентов оператора на Балтийском море, которые могут прийти на освободившееся направление, называют финскую Viking Line и эстонскую Tallink Silja Line, которая уже открывала паромное сообщение между Петербургом и Хельсинки в 2004 году, но через два сезона свернула проект. Правда, о возвращении на маршрут в компании пока не говорят.

«Что касается возможных новых маршрутов, мы сейчас не можем сообщить ничего нового», – ответили «Фонтанке» в Tallink Silja Line. В Viking Line новость комментировать не стали. Не ответили на вопрос о судьбе балтийского направления и в Moby Lines.

«Не знаю, хорошо это или плохо, но Moby Lines — крупнейший оператор, у него много паромов. Если им будет интересен российский рынок, то они смогут сделать перестановку менеджеров, и, возможно, петербургская линия сохранится», – рассказал бывший вице-президент St. Peter Line Игорь Глухов.

В турфирме West Travel, реализующей путевки на паромах St. Peter Line, пояснили, что о будущем сотрудничестве с оператором пока ничего не известно. «Они обещают нам, что сохранят одно направление, но конкретная информация появится в середине октября. Пока всё по-прежнему», – сообщили в компании.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях