По данным СПАРК, St. Peter Line принадлежит кипрской фирме Cruise and Ferry Investment Holding Co, которой, в свою очередь, владеет SC Maritime Cruises Limited, также зарегистрированная на Кипре. Ранее 70% SC Maritime Cruises принадлежали компании Inflot World Wide Cruise & Ferry, но в 2015 году, по данным «Фонтанки», эти акции передали лизинговой компании «Эстафета», связанной с банком «Санкт-Петербург». Поводом к передаче послужил кредитный залог, в который вошли паромы «Принцесса Мария» и «Принцесса Анастасия».
«Принцесса Мария» впервые вышла на маршрут Петербург — Хельсинки в апреле 2010 года. В марте 2011 года заработала линия Петербург — Стокгольм, на которую вышла «Принцесса Анастасия». Оба парома плавают под мальтийским флагом. Пассажиропоток рос стремительно: от 215 тыс. в 2010 году до 750 тыс. в 2013-м. Но затем наступил спад, и уже за 2015 год суда St. Peter Line перевезли 569 тыс. пассажиров.
Со временем менялась и структура пассажиропотока. Туристов из России и Финляндии становилось все меньше, и, подводя итоги прошлого года, бывший вице-президент компании Андрей Мушкарев сообщил, что из числа иностранцев на паромах больше всего путешествуют немецкие туристы, на второе место вышли китайцы, а финны переместились с первой строчки на третью. Количество российских граждан за два года сократилось больше чем вдвое: если в 2014 году они составляли 65% турпотока, то уже в первую половину 2016 года, по данным компании, их доля сократилась до 30%.
Несмотря на хорошую наполняемость и постоянный спрос, компании приходилось тратить немалые деньги на содержание паромов. По данным «Фонтанки», с учетом портовых сборов, менеджмента и обслуживания паромы обходились по 60 - 65 тыс. евро в день за «Принцессу Марию» и по 80 - 85 тыс. евро — за «Анастасию». Все операции внутри компании — вплоть до выплат экипажу — проводились в валюте. При этом в руководстве обсуждали идею привести паромы под российский флаг, чтобы получить большую скидку, но эта идея осталась без воплощения.
Как и у других паромных операторов на Балтике – Tallink и Viking Line, — серьезную часть дохода St. Peter Line, помимо платы за билеты, приносила торговля алкоголем и едой на борту. Но, по данным «Фонтанки», если до 2014 года магазины duty free находились в аренде и вносили за это большую плату, то затем менеджмент компании взял управление на себя, что снизило часть доходов. При этом еще в конце 2012 года обсуждался вопрос о продаже компании эстонскому оператору Tallink Silja Line. В качестве основного плюса называлась возможность закупать алкоголь и продукты питания по сниженным ценам.
На выручке от продаж спиртного сказался и упор на перевозку туристов из Китая, не особенно тяготеющих к алкоголю, — уже в 2015 году количество китайских туристов увеличилось в 2,5 раза, а в первом полугодии 2016 года еще на 20%. Дошло до того, что к 2016 году на пароме обустроили специальную комнату отдыха для гостей из Поднебесной и перевели меню на китайский.
По информации «Фонтанки», «Принцесса Мария» предположительно продана Moby Lines за 15 млн евро и уйдет с балтийского направления после 9 ноября. «Принцесса Анастасия» продана за 22 млн евро, но в St. Peter Line уверяют, что паром останется обслуживать туристов в Петербурге и закроет оба расписания.
«Мы ведем переговоры о синергии двух компаний. Это стандартная процедура для повышения качества сервиса и улучшения финансовых показателей. Сейчас мы работаем в штатном режиме, в стандартном расписании, и любые публикации на эту тему сказываются на наших продажах. Смены собственников не было и не будет. Будут перемены в менеджменте — но это стандартная процедура», – рассказал гендиректор компании Серегй Котенев.
В дальнейших планах оператора — презентация нового круизного продукта, который, по заявлению пресс-службы, «приятно порадует пассажиров». В компании обещают представить обновленный паром и новую маршрутную линию. Но генеральный директор информационного агентства InfraNews Алексей Безбородов полагает, что говорить о полноценном слиянии двух компаний здесь не имеет смысла. «Я думаю, что они просто окончательно разорились. У них давно все было плохо с финансовыми показателями. Это не относится к сфере морских перевозок: это предоставление развлекательных услуг. Это отдельная история, которая скорее имеет отношение ко всяким серым предпринимательским зонам», – отметил Безбородов.
«Никакого слияния там нет и быть не может, – рассказал «Фонтанке» еще один собеседник, знакомый с ситуацией. – Это маркетинговый ход, хорошая мина при плохой игре. Флот продан, а что будут делать итальянцы с пароходами — еще неизвестно».
По предположению собеседников, продажа паромов может быть связана с тем, что банк «Санкт-Петербург» в итоге вышел из проекта. Хотя сам Сергей Котенев отрицает, что банк был собственником активов: по его словам, паромы были у организации в залоге и находятся в нем до сих пор.
В качестве основных конкурентов оператора на Балтийском море, которые могут прийти на освободившееся направление, называют финскую Viking Line и эстонскую Tallink Silja Line, которая уже открывала паромное сообщение между Петербургом и Хельсинки в 2004 году, но через два сезона свернула проект. Правда, о возвращении на маршрут в компании пока не говорят.
«Что касается возможных новых маршрутов, мы сейчас не можем сообщить ничего нового», – ответили «Фонтанке» в Tallink Silja Line. В Viking Line новость комментировать не стали. Не ответили на вопрос о судьбе балтийского направления и в Moby Lines.
«Не знаю, хорошо это или плохо, но Moby Lines — крупнейший оператор, у него много паромов. Если им будет интересен российский рынок, то они смогут сделать перестановку менеджеров, и, возможно, петербургская линия сохранится», – рассказал бывший вице-президент St. Peter Line Игорь Глухов.
В турфирме West Travel, реализующей путевки на паромах St. Peter Line, пояснили, что о будущем сотрудничестве с оператором пока ничего не известно. «Они обещают нам, что сохранят одно направление, но конкретная информация появится в середине октября. Пока всё по-прежнему», – сообщили в компании.