В 20-х числах сентября в 1858 году появился в городе на Неве телеграф. Телеграф междугородний уже был к тому моменту в России — в 1852 году уже можно было послать телеграмму из Петербурга в Москву из помещений Николаевского вокзала. Но городской телеграф — это было более свежее слово в индустрии связи.
Вспомните великого сыщика Шерлока Холмса, который постоянно общался посредством телеграмм, даже в пределах Лондона. Это был самый удобный способ связи в то время. Можно было послать мальчика для поручений на местную телеграфную станцию, откуда телеграмма уходила очень быстро. И уже на другом конце города другой мальчик стремглав бежал к адресату. В отсутствие скоростных дорог, даже верховой посыльный доехал бы гораздо медленнее, толкаясь по узким улочкам.
Поэтому, когда в 1852 году в столицах России стали понимать вкус телеграфной связи, неожиданно обнаружили, что нарочный со станции ехал медленнее, чем доходила телеграмма. Кажется — это очевидно. Но это очевидно сейчас. А тогда это был приятный шок. Поэтому идея развивать телеграфные станции по всему городу, чтобы можно было посылать сообщения даже в его пределах, была встречена общественностью на ура.
Первый городской телеграф установил связь между дворцами императорской семьи. Затем последовали линии, связавшие государственные учреждения, военные и полицейские службы. Пишут, что если в 1858 году за месяц отправлялось по всему городу менее сотни телеграмм, то уже через год их число превышало 2 тысячи в месяц, а еще через два года — более 20 тыс. в месяц.
Появилась мода приглашать телеграммой на чай, само слово «телеграфировать» стало свидетельством определенного статуса. Стремительное расширение географии телеграфных линий свершило переворот и в газетном деле — появилась возможность передавать сообщения в экстренном режиме.
И что интересно, даже появление телефона не очень поначалу пошатнуло позиции городского телеграфа, так как качество связи было не очень хорошим. Телеграф вплоть до 80-х годов ХХ века оставался надежным средством передачи экстренной информации.