Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Почему Вася Ложкин не подписывает картины (фото, видео)

Почему Вася Ложкин не подписывает картины (фото, видео)

10 569

Накануне открытия выставки Васи Ложкина мы задали вопросы: в каком мире живут персонажи загадочного города Кобылозадовска, как этот мир коррелирует с жизнью в современной России и что нужно успеть сделать перед концом света. Об этом популярный художник рассказал в эфире [Фонтанки.Офис].

В Петербурге открывается персональная выставка Васи Ложкина. В каком мире живут персонажи загадочного города Кобылозадовска, как этот мир коррелирует с жизнью в современной России и что нужно успеть сделать перед концом света — об этом популярный художник рассказал в эфире [Фонтанки.Офис].

– Здравствуйте, Василий, как настроение?

– Здравствуйте. Хорошо, прекрасно, замечательно, чудесно.

Почему «Свиное рыло»?

– Потому что это галерея «колдовских художников», а это мои большие друзья, и я, можно сказать, отчасти член этой секты.

– Вы, по-моему, первый раз в Петербурге с такой масштабной историей?

– Да.

– Я, как субъективный зритель, вижу в изображенном вами мире темное начало и светлое начало. Кто есть светлое начало в Кобылозадовске? Котики?

– Там все добрые. Это мир добрых и прекрасных существ.

– Но некоторые из них с топором.

– Так они обороняют свой прекрасный мир от темных сил, злыдней! А злые у меня — свинообразные иностранцы: американцы там разные, которые хотят развалить нашу родину, платят деньги разным местным агентам влияния, чтобы уничтожить нашу прекрасную систему и высосать сок из наших березок.

– Василий, вы предполагали пять лет назад, когда вышел ваш клип «Вперед, Россия!», что все, что вы делаете, потом станет реальными выпусками новостей? В прайм-тайм, в течение долгих месяцев.

– Нет. Я не могу сказать, что в этом было что-то пророческое. Скорее всего, человек устроен так, что он часто подгоняет события.

– А вот все говорят: «Сейчас самое ужасное время»...

– Я думаю, сейчас самое лучшее время. Я не знаю, когда русский человек жил так хорошо, как он живет сейчас. Может быть, в 2005 году.

– В чем хорошее?

– Ну, войны нет. Человек сыт, у него есть работа. Жить можно, бывало и хуже.

Источник:

– А кому хорошо живется в этом вашем мире – бабушкам, котикам, алкашам? Персонажей-то много. Кто-то стеклоочиститель глотает, кто-то пионер. Им всем хорошо, они счастливы?

– На картинах нарисован не общий момент. Человек пьет стеклоочиститель — это же не жизнь человека, это только момент человека, в который он пьет стеклоочиститель, а три дня назад он был на концерте в консерватории. Счастлив ли он — я не знаю, но здесь изображен какой-то миг. Как фотография. Вот вы смотрите фотографию человека на паспорт — вы же не можете сказать, человек счастлив или нет.

– Можем сказать, что ему пора в отпуск.

– Типа того. Человек может в своей фантазии подумать, что было до этого, что было после этого, но на картине конкретно изображен момент бабушки с топором, плачущий котенок, она говорит: «Кто котеночка обидел?» А до этого котеночек может заниматься чем угодно, бабушка – то же самое. Солила огурцы, может быть.

– Но котеночек всегда излучает свет.

– Ну конечно, да.

– Почему?

– Он рыжий, рыжий цвет это...

– Солнышко?

– Да.

– Сколько у Васи Ложкина котов? Зрители спрашивают. Настоящих?

– У меня один сейчас.

– Рыжий?

– Нет. Коричневый, абиссинский, они коричневые.

– На собаку по повадкам похож?

– Нет, он скорее на обезьяну по повадкам похож: бегает по потолку, все ломает. Маленькая злобная мартышка.

– А как вообще относятся ваши домашние к тому, что вы — Вася?

– Да нормально, хорошо.

Источник:

– То есть дома вы Вася Ложкин? Или не Вася Ложкин?

– Смотря для кого. Сын называет «батюшка», жена называет «придурок», поэтому – когда как. Ребенку моя живопись вообще параллельна, ему больше нравятся лего и трансформеры. А жене нравится. С котами она очень любит.

– А было у вас что-то из посвящений? Например, вы сказали: «Дорогая, этот котик (или старуха?) посвящены тебе». Или: «А это вот ты»?

– Бывало такое, но эти картинки я в интернет не клал.

– С чем вы приехали в Санкт-Петербург? Вы вошли в студию с перевязанным холстом — расскажите, что там?

– Скоро у Федора Чистякова выходит альбом, и я ему нарисовал обложку для альбома. Это одна из старых моих картин, я сделал ремейк, немножко переделал ее, она понравилась. Фотографию картины я ему давно дал, а сейчас с оказией привез в Петербург оригинал. От вас поеду на встречу.

– А вы ее словами опишите.

– Там бабушка играет на баяне, вокруг нее летают коты.

– И свет излучают?

– Конечно, как всегда. Федор — человек верующий, поэтому картинки, «излучающие тьму», не подошли бы.

– Что за символ такой на ваших картинах — злобный заяц? Почему вообще заяц?

– Не знаю, нравилось мне зайцев рисовать. Сейчас я их давно уже не рисовал. Просто одно время у меня зайцев было дофига. Но потом ушли. Сейчас у меня вместо зайцев – коты, медведи, свиньи, обезьяны и такие человекообразные полубуратино-полуполено.

– Кстати, про Буратино — что это за необычный символ?

– Это не символ, у меня вообще символов как таковых нет. Это конкретные вещи, они символизируют сами себя. То есть в данном случае – поленообразный персонаж. Немного туповатый, немножко безумный...

– Соответственно, злой.

– Не то, чтобы злой. Конкретно злых-злых персонажей у меня нет. Как в мультиках: есть отрицательные персонажи, но они не настолько злые, как во взрослых страшных фильмах. Не повезло ему в жизни немножко, вот он и вышел такой, не очень добрый. И туповатый.

– Они у вас живут самостоятельной жизнью. Вы их создали и отпустили, и дальше они перемещаются по интернету, как хотят. Они если вместе соберутся, они друг дружку не...

– Они собираются же на выставке. Ну и потом, у меня не так много персонажей, они как-то из картины в картину переходят. Глобальный комикс, можно сказать. Есть старушка с топором, мужик сердитый, медведь или несколько, клоун, которому тоже не очень повезло, буратины и какие-то коты. И вот они в разные ситуациии попадают, что-то с ними происходит.

– И что делает кобылозадовский клоун?

– Клоун, отбившийся от цирка. Цирк уехал — клоун остался. И ему немножко трудно.

– То есть он никак не может встроиться в действительность.

– Да. Его противник – это медведь. Или медведи. Хотя медведь и Буратину часто кошмарит. И обезьяну.

– А они вместе живут, в одном населенном пункте? Может, они родственники все? Как они в мифическом мире сосуществуют?

– Клоун точно приезжий. А все остальные местные.

– У вас была картина «Нефть дешевеет, потому что бензин дорожает». Про нефть очень хочется поговорить. Каковы в вашем Кобылозадовске цены на Brent?

– Нефть – тема вечная, она мне всегда нравилась, до всех этих событий — подорожания, подешевения. Вообще нефть – как явление, как некая жидкость под землей. Были же какие-то динозавры, они умерли, превратились в нефть. У меня есть один товарищ, он ест грибы. Грибы — древнейшие существа на планете, и они в нем пробуждают древние силы, так как он тоже является частью природы и этой экосистемы. Я ему сказал, если нанюхаться бензина, то можно тоже испытать некие путешествия в параллельные миры. А бензин делается из нефти, а нефть является кровью земли, древней жидкостью, состоящей из древних животных — эта тема мне всегда была интересна. Не то, что там нефть-деньги-доллары. Это уже вторичное. Нефть сама по себе очень классная. Я смотрел свою любимую передачу на РЕН-ТВ, где рассказывали, что нефть прилетела с другой планеты. Было очень классно.

– А насколько события Кобылозадовска коррелируют с событиями реального мира?

– Ни насколько.

– А вот выборы у нас будут 18-го. А у них?

– Да нет. Про выборы у меня была только одна картинка.

– То есть Вася Ложкин с реальностью не очень дружит?

– Понимаете, все эти события — выборы, доллары — это же всё события дня, события недели. А я – про эпохи, эры или какие-то внутренние состояния души. Поэтому всё это для меня мелко. Сегодня — выборы, завтра будет царь.

– Будет?

– Конечно.

– А котики тоже меняются или нет? Я смотрю, котики-то не взрослеют.

– Есть взрослые, есть подростки, их несколько. Есть жирный кот.

– А они в этом мире стареют, умирают, взрослеют?

– Ну, есть и похороны. У меня была картина, «Негры хоронят кота», очень классная. Кстати, в Питере продал ее кому-то.

- Когда вы поняли, что вы в тренде, что пришла слава?

– Да я бы не сказал, что какая-то слава пришла. Слава – в интернете слава, а я как жил, так и живу. Ну, стал жить получше немножко.

- На кого похож ваш покупатель?

– От подростка (мама ему покупает) до пожилого человека.

- Мама покупает подростку картину Васи Ложкина?!

– Да. От какого-нибудь государственного чиновника до оппозиционера. Это очень широкий спектр людей. Даже если смотреть, кто приходит на выставку — это очень разные люди. Ну или кто смотрит в интернете. Нельзя их под одну гребенку. Что их объединяет — то, что они все из России.

- То есть за рубежом котики пока...

– Да.

- А вы хотите?

– Не хочу. Зачем? В России живут 140 миллионов человек, даже больше. А потом все-таки юмор такой специфический, даже не российский, а может быть, советский. В Украине это понимают некоторые, или за рубежом — эмигранты. Не обязательно русские — армяне...

- Вы в одном интервью сказали, что хотели бы жить в Киеве.

– Это было до революции.

- Поэтому и вопрос: хотели бы вы сейчас там жить?

– Конечно, нет, они ж там с ума все сошли, как там можно жить? Хотел бы я жить, например, в Сомали? Если бы оттуда всех убрать и поставить курорт. я бы там, может, и хотел жить. Так же и в Киеве. Они там все свихнулись мозгом.

- А вот предложат вам там выставку — поедете?

– Нет.

- Почему?

– После всех этих событий, после всего, что они там натворили, я с ними иметь не хочу никаких дел.

- Вот у вас 77 тысяч 681 подписчик в "Фейсбуке" — это довольно прилично. Вы баните друзей, которые оказались «по ту сторону» баррикады?

– Нет. Я вообще, можно сказать, за плюрализм мнений. Я баню, когда начинается шиза, оскорбление, политота – стараюсь ограждать от этого себя и других людей.

- А в Минск поедете?

– Минск мне нравится, он такой немножко СССР, туда приезжаешь – как на машине времени, там все такое советское, Минск — приятное место. То же самое Киев: он безумно красив, там еда вкусная, люди доброжелательные, гостеприимные. Украинцы в целом – это же наши дальние родственники. Почти как голландцы. Мы же все родственники. Но тем не менее то, что сейчас там у них произошло, мне не нравится, я всегда был противником этого. Поэтому туда ехать... А зачем, собственно? Меня туда и не... Хотя, бывает, зовут. Говорят, мол, вот, когда ты к нам приедешь? Ну а приезжайте сюда, здесь никто вас не тронет...

- По поводу картин «Ватничек» (№1, №2, №3): я открыла их на компьютере для того, чтобы сохранить к себе и опубликовать в социальной сети. Как вы к этому относитесь?

– Прекрасно.

- Все подворовывают, и немногие пишут автора.

– Мне все равно, пускай не пишут. К этому даже лучше. Я сам картины не подписываю. Вот, кстати, чем отличается Копейкин от Ложкина. Если вы посмотрите картину Копейкина — там написано: «Н. Копейкин». На моих картинах нет надписи. Я не подписываю картины. Важно изображение. Если человеку понравилась картинка с котиками — я очень рад этому. Я, грубо говоря, торгую не своим лицом, а своими картинами.


- Как же так? Первый раз встречаю художника, который не подписывает свои картины и при этом очень популярен.


– Это такая гипертрофированная мания величия. Что там подписывать, когда и так понятно, кто ее нарисовал? А во-вторых, как делаются картины: берутся краски, кисти – то есть это большая разноцветная подпись. Что такое подпись: мы берем краски, кисти и ставим буквы. Здесь то же самое, только в более разноцветном многомерном виде. Это и есть автограф.

- То есть рано или поздно мы ждем масштабов Ильи Глазунова, до этого дойдет?


– Обязательно, но на это у меня пока нет денег. Это же надо большое помещение!

- Я как раз давеча была на выставке Глазунова в Манеже, думала, это же сколько картин? А вот нет: второй этаж посвящен его фотографиям с очень известными людьми. Как вы насчет фотографий с очень известными людьми?

– Я не уверен, что у меня есть фотографии с известными людьми.

- Например, с Владимиром Владимировичем?

- Если вы имеете в виду директора РЕН-ТВ, то да, встречался, и поеду к нему опять. Владимиром Владимировичем зовут моего отца, например. Поэтому тоже с ним встречался.

- Я смотрю, у вас в "Фейсбуке" такая картинка: коробка и в ней три котика. Они материальны, их можно потрогать.

– Котики – это такие мини-скульптурки, они будут только зимой доступны. Их надо вручную раскрашивать, на это нужно время, и их будет 50 штук, потому что больше мы физически не сможем сделать. Зимой будет выставка — можно будет купить такого котика.

- Где?

- В ЦДХ в Москве.

- А вашу картину повесить неправильно, например, повернув на 180 градусов? Нам подсказывают, что 3 декабря 1961 года в Нью-Йорке произошло знаковое событие: картину, которая 46 дней провисела неправильно, перевесили должным образом. Картину Васи Ложкина можно повесить неправильно?

– Да можно хоть в печке их сжигать — все что угодно можно с ними делать. Вот вы спрашивали: перепостить картинку — как вы к этому относитесь? Единственное, что мне не нравится, сейчас особенно – выборы скоро, движуха: когда берут мои картинки и используют в качестве иллюстрации к каким-нибудь статьям. Политическим. В газету какую-нибудь. «Голос Улан-Удэ» какой-нибудь. Газетка делается под выборы, под какую-то конкретную партию, и картинка используется для привлечения внимания. И, конечно же, так как люди эти все уважают авторское право, напишут: картинка Васи Ложкина. И получается, что Вася Ложкин согласен с мнением автора этой статьи и отчасти агитирует. Есть люди, которые ко мне честно обращаются: «Можно, мы возьмем вашу картинку для агитации?» Я говорю: «Нет, нельзя». Нельзя — так нельзя. А есть те, кто не спрашивает.

- А судебные иски?


– Нет.

- Вася Ложкин выше этого.

– Были предложения нарисовать за деньги для кого-то, но я не соглашаюсь. Не важно, кто это.

- В продолжение вопроса с перевернутой картиной: какие критерии для оценки величия современного искусства вообще существуют?


– Я в современном искусстве вообще не рублю нисколько. Поэтому у меня критерий прост: мне нравится или не нравится. Конечно, есть более сложные способы, но у меня все просто.

- Как кризис повлиял на вашу ценовую политику?

– Картины подешевели. Процентов на 50.

- То есть мы сообщаем: друзья, демпинг, успевайте!

– Так кризис-то 2014 года, сейчас наоборот уже. Почему? Картина такая штука, которая не является предметом первой необходимости, поэтому, когда у человека начинаются финансовые проблемы, последнее, о чем он думает, — купить картину. Поэтому я не могу продавать ее дорого, потому что ее никто не купит.

- У нас была Марина Гисич, которая сказала, что, как это ни странно, хотя картина не является предметом первой необходимости, это отличная инвестиция.

– Не в моем случае. Я не занимаюсь искусством как таковым. Конечно, есть богатые люди, у которых есть яхты, дома, где хранятся драгоценности, замки и так далее. Для них все равно, когда купить себе произведение искусства — кризис, не кризис. Среди тех, кто со мной общается, нет таких.


- Если вас попросят нарисовать картину для благотворительного аукциона — вы возьметесь?

– Я не могу это делать для всех. Есть те, с кем я не первый год уже сотрудничаю.

- А какие критериии для выбора? Друзья?

– В первую очередь благотворительность по отношению к людям. Кошечки, собачки — это все... Тьфу на них! А только к людям, и неважно — к детям, взрослым. Потому что детям все готовы помогать, а взрослому человеку, попавшему в беду, помогать уже никто не хочет.

- А вы заметили, что животным хотят помогать ничуть не хуже, чем детям?

– Животным как-то проще помогать.

- Можно ли заказать портрет, были ли случаи?

– Нет, это просто неинтересно. Конечно, я работал с какими-то организациями, делал рекламного вида вещи. Но я же не художник. Дешевле будет пойти к местным художникам на улице, подойти заказать, или на Авито. И это стоит не так уж и дорого.

- И хорошо рисуют, похоже.

- Да, поэтому к Васе Ложкину за портретом идти неразумно.

- Когда же появился Вася Ложкин?

– Году в 2004-м, наверное. Я работал в газете, и там у нас было не так уж много сотрудников. Мы писали статьи, и одну и ту же фамилию нельзя было ставить: если есть материал с этой фамилией, то на другой странице надо другую фамилию написать, хотя ты и то, и другое написал. Поэтому придумывали разные имена. И вот Вася Ложкин был один из псевдонимов. Потом, когда я завел себе ЖЖ, был Вася Ложкин как ник. А до ЖЖ еще на форумах использовал как ник. И юзер Вася Ложкин нарисовал картинку, выложил ее у себя в ЖЖ, кто-то это перепостил. А другой человек спрашивает: кто это сделал? Вася Ложкин. Юзер Вася Ложкин. Потом слово «юзер» исчезло. И вот это имя как-то прилипло. Это не был маркетинговый ход.

- А вы скрываете свое настоящее имя?

- Нет, меня зовут Алексей Владимирович Куделин.

- Что возникло раньше — музыка Васи Ложкина или живопись?

- Музыка. В 1991-м, может быть, году мы еще школьниками пытались что-то сделать. У нас коллектив назывался «Пулеметы Ивана Грозного», на нас произвели очень сильное впечатление Курехин и группа «АукцЫон». И Pink Floyd. И мы хотели сделать на пианино, аккордеоне, скрипке и гитаре что-то такое. Записывали звуки часов, падающих с комода, — спецэффекты изобретали. А потом после школы в 1994 году начался суровый панк-рок.

- Вы оканчивали профессиональные школы — музыкальную, художественную?

– Нет.

- Природа?

- Это все дар. На самом деле я не знаю, почему это сложилось. Я никогда не задумывался о том, чтобы стать художником. Всегда хотел быть рок-звездой, с самых малых лет. Я никогда не хотел стать танкистом, космонавтом, – только рок-н-ролл. И всю жизнь этим занимаюсь. Просто так сложилось, что живопись более успешна, чем музыка.

- Кто из политиков покупал ваши картины?

- Никто, наверное. Какие-то люди, может, имели отношение к партиям, но я не знаю.

- Вопрос такой: когда это кончится и, главное, чем?

- Если говорить о моем творчестве – то тогда, когда это перестанет быть модным. Я тогда переквалифицируюсь в управдомы. А если когда «это»? Я думаю, «это» кончится концом света.

- Когда?

- Неизвестно. Известно то, что об этом никто не знает. А тот, кто знает, тот сумасшедший.

- А что вы читаете?

- Вот Пелевина купил новенького. А я, собственно, только Пелевина и покупаю раз в год.

- Есть же телега модная, что он исписался и создал секту... Вчера он в новостях умер, например.

– Ну, такой окруженный легендами и слухами персонаж. Я не настолько большой фанат Пелевина, чтобы следить за его жизнью. Пусть это даже не Пелевин, пусть это группа авторов, робот, Дарья Донцова под псевдонимом Пелевина это пишет — кто угодно, мне просто нравятся произведения. Точно так же: когда я смотрю кино, я не запоминаю названия фильмов. Ну, иногда... А кто режиссер — мне вообще наплевать. То же и с книжкой Пелевина. Я буду ехать из Питера в Москву, прочитаю эту книжку, выкину ее в урну на вокзале. Ну, это я так, условно говорю. А что я читаю... У меня нет времени сейчас читать. Раньше читал дофига. В юности любил фэнтези. У меня сосед был на фэнтези повернут, у него был огромный шкаф, до потолка, все про драконов, гоблинов — это я все у него перечитал. Фантастику всевозможную, чуть раньше классику русскую — Толстых, Достоевских и прочих Гоголей и Чернышевских.

- Ваш Кобылозадовск некоторые сравнивают со Скоропригоньевском.

- Ну, наверное, да... но не совсем. Просто мне словосочетание очень понравилось, оно было придумано в 2004 году, когда в газете работал. А сейчас для меня эта история уже потеряла актуальность.

- А что сейчас актуально?

– Я сейчас думаю о том, как сделать красивую, интересную выставку, когда будут зимние каникулы. К ней надо нарисовать картины. А какой-то мифический мир я сам не создаю, его создает зритель. Он видит там все что угодно — войну в Украине, политику, экономику, все что хотите. И Кобылозадовск. Вот вам Кобылозадовск — а вы уже сами его своей фантазией наполняете. У меня там кот с топором нарисован — и все.

Запись всего эфира смотрите на официальном канале "Фонтанки" на YouTube.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях