Мало кому приходит в голову съездить в Ленинградскую область не на дачу или к друзьям, а просто так. Покататься и посмотреть новые места. Тем временем в соседнем регионе есть на что посмотреть. «Водителю Петербурга» удалось совместить приятное с полезным. За два дня представитель редакции смог увидеть достопримечательности, не входящие в топ известных, и опробовать сразу несколько автомобилей Skoda.
Первый день поездки выдался солнечным. Стартовали мы с Таллинского шоссе, где находится дилерский центр Skoda. На первой машине – Yeti Monte Carlo – мы с удовольствием отправились к неизведанному. Маршрут наш начался с дворца Бельведер, до которого многие все же доезжают. Это не отменило полноты впечатлений.
Дорога заняла от силы минут 20. Полноприводная машина мощностью 152 л/с и объемом двигателя 1,8 литра (коробка DSG с шестью ступенями) бодро вывела нас на КАД. Проблем с обгоном не возникало, да и тихоходов было довольно мало. На желания водителя автомобиль откликается легко и быстро. Однако здесь удалось обнаружить один баг, просто доказавший, что штатная система навигации – далеко не всегда самый лучший выход. И по пути в Бельведер, и позднее система упорно пыталась завезти нас как можно дальше от Петербурга. А может быть, машине просто хотелось отправиться в сторону Уральских гор.
Бельведер – памятник архитектуры XIX века, расположенный на самой высокой точке Бибигонской возвышенности в Петергофе. Даже сейчас он поражает воображение своей строгой красотой. Этому памятнику повезло. Как и многие, во время войны он получил повреждения. Разрушиться до конца, к счастью, не успел – не дали. Уже в современной России дворец отдали инвестору. Была проведена реконструкция, рядом построена гостиница. Теперь во дворце проводятся разные торжественные мероприятия.
У Бельведера интересная история. Так, до войны у дворца стояли знаменитые «Укротители коней» Клодта. И еще большой вопрос, где находился оригинал, – на Аничковом мосту или в Петергофе. Строил этот дворец Николай I для своей жены, императрицы Александры. А любовную историю в нем переживал его сын – Александр II. Именно здесь «царь-освободитель» поклялся жениться на княжне Екатерине Долгорукой, которая, кстати, была значительно младше его. И слово свое сдержал.
Вдоволь налюбовавшись видами дворца и его окрестностей (там действительно есть на что посмотреть), мы выдвинулись в сторону форта «Красная горка». Но сначала нас ждал поселок Лебяжье и памятник защитникам ленинградского неба. Находится он в 37 километрах от Бельведера. Дорога к монументу проста. Однако же надо учитывать, что она двухполосная. То есть при высокой плотности движения обгонять без риска для жизни не получится. Зато по пути можно насладиться прекрасными видами.
Поселок Лебяжье известен с XVI века. Правда, там мы увидели современный памятник – самолет Ил-2 – «летающий танк» времен Великой Отечественной войны. Оттуда всего 6 километров до форта «Красная горка». Именно по пути к нему нам удалось попасть на небольшой участок бездорожья. С ним, надо отдать должное, справились все «Шкоды», в том числе Octavia и Rapid. Лесная дорожка оказалась подразмыта петербургскими дождями. Однако это не помешало автомобилям достигнуть цели. На форт, который сейчас поддерживается усилиями энтузиастов, можно попасть свободно. Прогулки по катакомбам также не запрещены. Единственный совет: возьмите с собой фонарик и обратите внимание на стены. Нельзя сказать, что они испещрены рисунками, но кое-что сохранилось.
От форта до некогда закрытого Соснового Бора еще 30 километров. Небольшая часть этого перегона проходит по брусчатке – старой Шведской королевской дороге. И ее автомобили преодолели с честью. Выехав на трассу, мы спокойно и с комфортом доехали до пункта назначения. Впереди в этот день было еще 54 километра пути – в крепость Копорье и деревню Вистино. Первая известна как цитадель, построенная еще в XIII веке. Хоть и разрушающееся, строение впечатляет своей красотой. Вторая – вотчина древнего народа ижоры. Здесь путешественник может посетить музей, в котором расскажут необычные для современного человека вещи, а также отведать традиционные яства и принять участие в мастер-классе по изготовлению глиняных изделий.
Вторую часть пути мы проделали на Skoda Rapid. Садились в машину с тяжелым вздохом: в ней всего 110 «лошадок» и двигатель объемом 1,6 (коробка – шестиступенчатый автомат). Навигационной системы в ней уже не было, а радио ловило исключительно финскую речь. Однако же автомобиль оказался вполне резвым (хоть и немного «тяжелым» при резком наборе скорости) и без проблем довез нас до всех нужных точек, а потом и на ночлег в гостиницу «Дубки».
Утро следующего дня встретило участников экспедиции проливным дождем. Под ним мы выдвинулись в путь – впереди были 90 километров дороги и крепость в Ивангороде. Попасть туда просто так, по российскому паспорту, невозможно. Это приграничная зона. Однако же если вы договоритесь с музеем, представитель пришлет список посетителей на КПП. Съездить туда на экскурсию стоит. Ивангородская крепость занимает территорию более 5 гектаров. Она – одна из наиболее сохранившихся.
В Ивангород мы ехали на «Октавии» (объем двигателя – 1,8, мощность – 180 лошадиных сил). Новая дорога вкупе с резвой машиной оказались в удовольствие. Дальше наш путь пролегал по Волосовскому району (древней «земле Велеса»), где расположены живописные достопримечательности, среди которых необыкновенной красоты Екатерининский собор в Кингисеппе и имение Рерихов в поселке Извара. Последнее, правда, пока закрыто для посещения. Однако можно погулять по прекрасному имению – памятнику природы. Здесь не хуже, чем в Пушкине или Павловске. А людей значительно меньше.
Последней точкой нашего путешествия оказались руины церкви Святой Троицы на Пятой горе. Когда-то в помещичьей усадьбе все дышало жизнью. Говорят, здесь бывали Пушкин и «убийца Лермонтова» Николай Мартынов. Сейчас вы увидите здесь лишь фундаменты да остатки храма, напоминающего античный. Тем не менее место очень красивое. И в зависимости от погоды показывающее разное настроение.
Домой мы возвращались на еще одной Yeti с мощностью 110 «лошадок» и двигателем 1,6. На нее пришелся самый сложный участок – по дороге из Волосовского района в Петербург есть крайне неприятный и разбитый участок. Если дорога еще и мокрая, можно ждать неприятностей. И на сей раз автомобиль не подвел, проведя нас по тернистому пути без каких-либо проблем. Чувствовалось, что местами ему тяжело, особенно при резком наборе скорости, – соотношение мощности и массы нельзя назвать абсолютно оптимальным. Но как только привыкаешь к этой машине, осознаешь, что инженеры сделали все для того, чтобы водитель не испытывал трудностей.
И еще одно. По поводу расхода топлива – общая протяженность нашего пути составила больше 400 километров. Абсолютно все модели Skoda прошли его на одном баке с запасом.
P. S. Редакция «Водителя Петербурга» благодарит марку Skoda в лице официальных дилеров в Петербурге – автоцентров «Таллинский-Авто», «Нео-Авто» и «Пулково-Авто» – за предоставленные автомобили.