Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Власть «Пакет Яровой» рубанул по православным

«Пакет Яровой» рубанул по православным

942
Архив "Фонтанки"

Антитеррористический «пакет Яровой» на ближайший год, как минимум, лишил православных радости общения с афонскими старцами, которые прежде возили в Россию святые мощи.

Это грустное обстоятельство появилось в комплекте антитеррористичеческих законов, носящем название «пакет Яровой», по недоразумению. Поправки, связанные с миссионерской деятельностью, могут больно ударить по верующим с их чувствами.

Нововведения в законе, как считают в церковных кругах, были нацелены на опасных протестантских пасторов и прочих религиозных англосаксов, которые понаедут к нам, а потом только успевай искать способ их депортировать. Ну, этим так и надо, нечего возить в Россию чуждые ценности с Запада. Другая вероятная целевая аудитория закона – исламские проповедники, среди которых могут затесаться страшные игиловцы (ИГ – террористическая группировка, запрещённая в РФ). Но у российских приверженцев ислама, утверждают в Духовном управлении мусульман РФ, проблем возникнуть не должно, они давным-давно никого официально с Востока не приглашают.

– У нас не было и нет надобности в привлечении специалистов из других стран для проповеднической или образовательной деятельности, – заверил «Фонтанку» полномочный представитель муфтия Гайнутдина в Северо-Западном округе Равиль Сайфетдинов. – Приезжие проповедники из-за рубежа и раньше составляли в России очень малый процент, и с каждым годом их число шло на убыль.

Представитель Координационного совета мусульман Петербурга Шамиль Мугаттаров объяснил, отчего мусульманам не нужно звать проповедников с Востока.

– У нас работают Казанский, Уфимский и Московский религиозные университеты, – рассказал он. – И все наши священнослужители получили дипломы в России. Да, когда-то мы посылали своих граждан учиться в Саудовскую Аравию, а в Россию приглашали оттуда проповедников, но это осталось в 1990-х.

В общем, получилось так, что «пакет Яровой» бьёт по православным. Если кто не помнит, святые мощи, хранящиеся в монастырях Греции, в Россию всегда приезжали в сопровождении греческих монахов. Старцы не могли расстаться со святынями, они не доверяли транспортировку третьим лицам, а ехали непременно сами – даже когда в России погода стояла очень негреческая. Если они захотят повторить поездки в прежнем режиме, им грозит депортация, а Санкт-Петербургской (или любой другой) епархии – штраф в миллион рублей.

Напомним, какие антитеррористические изменения появились в законодательстве применительно к религиозной деятельности. Во-первых, в законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» теперь есть определение миссионерства – это «деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения». Миссионерствовать нельзя публично, через Интернет или прессу. Можно только в помещениях и на землях «своих» религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях.

Тем не менее при соблюдении условий иностранные проповедники могут вести миссионерскую деятельность в России, вообще – заниматься религиозной пропагандой профессионально. Условия продиктованы поправками ещё в один закон – «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Священнослужитель уже не может въехать в Россию, как раньше, по гуманитарной визе. Его должна пригласить религиозная организация, которая заключит с ним трудовой или гражданско-правовой договор. Иными словами, иностранный священник теперь едет в Россию так же, как любой гастарбайтер, – по рабочей визе.

Для того, чтобы афонские старцы продолжили самолично доставлять в Россию мощи, чтобы православные могли увидеть этих святых старцев, религиозная организация, например Санкт-Петербургская епархия, должна заключить с каждым таким старцем трудовой договор. Но ещё раньше обязательно подать в комитет по труду и занятости администрации Санкт-Петербурга заявку о потребности в привлечении иностранных работников. Там её рассмотрят и проверят, нет ли в России специалистов, претендующих на указанную в заявке работу. И попадает ли иностранный священник в установленные законом квоты. На это требуется время.

Приём заявок, как следует из информации на сайте комитета, идёт ежегодно до 1 августа. То есть на 2017 год он уже два дня как прекращён. Законы из «пакета Яровой» вступили в силу 20 июля. На приглашение проповедников-гастрабайтеров у религиозных организаций было 10 дней. Санкт-Петербургская епархия, по информации «Фонтанки», заявок не подавала. Это подтвердила и пресс-секретарь епархии Наталья Родоманова.

– Мы с действием этого закона пока не столкнулись, – призналась она. – Понимаю, что, видимо, всё будет связано с толкованием этих норм, с конкретным применением их на практике. И конкретные нюансы только тогда могут отрабатываться. Пока у нас в епархии эти вопросы не обсуждались.

Если бы даже РПЦ или другая религиозная организация ухитрилась всё оформить вовремя, она столкнулась бы с проблемой номер два: в «Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК» нет профессий священнослужителя или проповедника. А квоты на иностранную рабочую силу даются по этому документу. То есть оформить приезд миссионера всё равно не получится, даже если комитет пойдёт навстречу епархии и продлит приём заявок.

– Это ещё один случай, когда приняли закон, не подумав о том, как его применять, – комментирует ситуацию адвокат Сергей Голубок, эксперт по международному праву. – Действительно, раньше священники могли получать специальные визы для въезда в Россию, а теперь они должны будут приезжать так же, как все гастарбайтеры. Для этого их и оформлять надо будет так же, как всех гастарбайтеров. А для этого ещё – менять подзаконные акты, приводить все эти перечни специальностей в соответствие с новыми нормами. И будет, конечно, период, когда сделать это ещё не успеют. В течение этого периода иностранные священнослужители и проповедники в Россию приехать не смогут.

Возможность заполучить в России святые мощи вместе с греческими монахами в ближайшее время всё-таки есть. Существует утверждённый Министерством труда перечень профессий, не подпадающих под квоты на иностранную рабочую силу. Там в основном творческие профессии, высококвалифицированные рабочие специальности и должности топ-менеджеров. Священнослужителей, увы, тоже нет. Но можно подыскать в списке квалификацию, наиболее подходящую к функциям проповедника. Техник по бурению или инженер по сварке – это как-то очень далеко. Но есть другие профессии в перечне. Скажем, артист драмы. Или балета. Или артист цирка. «Артист цирка» сможет в любое время заключить трудовой договор с любой религиозной организацией. И везти в Россию любые мощи.

Ирина Тумакова,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях