Что сделать, чтобы продукция и услуги петербургских социальных предпринимателей стали широко известны горожанам? Представители НКО и социальных предприятий пока еще ищут ответ на этот вопрос. Между тем, развивать социальное предпринимательство в нынешних условиях крайне сложно. Хотя в этом направлении и наметились положительные сдвиги, но только благодаря инициативе заинтересованных людей.
Анна Скворцова, исполнительный директор Центра развития некоммерческих организаций, отмечает успешность первой программы сопровождения социальных стартапов НКО. Осенью минувшего года в нее вошли 15 проектов.
Понятно, что представителям третьего сектора, а их, как правило, половина среди всех социальных предпринимателей, не хватает экономических знаний, которые они и получают в программе сопровождения, а бизнес-наставникам, работавшим в программе, было сложно найти общий язык с людьми, которые «работают за идею». Тем не менее, на следующий год на участие в программе уже подана 31 конкурсная заявка. Восемь лучших социальных предпринимателей поедут в октябре на стажировку в Германию.
Фонд AdVita («Ради жизни»), который оказывает помощь людям с онкологическими заболеваниями, еще в 2008 году запустил проект по производству и реализации благотворительных сувениров. Также была разработана стратегия продвижения проекта. По мнению координатора программ фонда AdVita Елены Грачевой, тем, кто занимается социальным предпринимательством, надо думать о потребителе – о тех, кто купит товары или услуги. И в этом смысле поддержка СМИ бесценна.
– Проект, который предлагается для продвижения, не состоится без изменения общественного сознания, – уверена Елена Грачева. – Чтобы при прочих равных люди купили бы сувенир с социальной составляющей, им обязательно надо объяснять, как важен именно такой выбор – покупки сувенирной кружки, созданной инвалидами или в дизайне которой использован рисунок ребенка с онкологией.
При этом Елена Грачева уверена, что никаких особых налоговых льгот социальным предпринимателям ждать не стоит. Она вспомнила о том, как долго AdVita, да и другие уважаемые фонды и НКО, зарабатывали репутацию. И как ею дорожат. У нас же, увы, всегда найдутся те, которые попробуют при налоговых льготах паразитировать на этом. И такая ситуация бросает тень на честные фонды, НКО и социальных предпринимателей.
У петербургских НКО, таких как AdVita, «Ночлежка», Центр «Антон тут рядом» очень интересная сувенирная продукция, качественная, петербургская. Но если отдать ее на реализацию в обычные магазины, то наценка составит от 400 до 1000 процентов. А ведь низкая маржинальность – смысл социального предпринимательства, все вырученное идет на подопечных фондов.
Например, в Петербурге в «Лофт- проекте Этажи» и в пространстве «Легко-Легко» работает благотворительная лавка «Этажерка», всю прибыль от продаж сувениров, созданных подопечными и волонтерами благотворительных организаций, получают «Антон тут рядом», «Ночлежка», проект «Помогать легко» фонда AdVita – то есть, на поддержку людей с аутизмом, бездомных и взрослых и детей с онкологическими заболеваниями.
Социальное предпринимательство предлагает нестандартные, инновационные методы решения социальных проблем. Но при этом социальные проекты имеют низкую маржинальность, которая, по оценкам экспертов, редко превышает 8%. Более 74% социальных предпринимателей рассчитывают на государственную поддержку: предоставление новых рынков сбыта продукции и услуг социальных предпринимателей, обеспечение информационной поддержки, льготы по аренде помещений и оплате коммунальных услуг, внесение ряда правок в законопроекты, регулирующие процедуру участия социальных предпринимателей в тендерах на государственные закупки.
Пока же работать приходиться исходя из того, что есть. А это не способствует развитию социального предпринимательства.
Галина Артеменко