5-10% зарплатного фонда музеев и театров Петербурга уходят на жалование директоров и худруков. Такой вывод можно сделать из деклараций о доходах и финотчетов.
Руководители культурных учреждений Петербурга опубликовали декларации о своих доходах за 2015 год: сначала – федерального подчинения, отчитывающиеся перед Министерством культуры, потом – городского, подчиненные Смольному. Одновременно бухгалтерии музеев и театров закончили кампанию по публикации финансовых отчетов. Сравнение двух документов показывает, что в нашем городе выгодно работать в культурной организации. Но лучше при этом сидеть в кресле директора или худрука.
Как и в прошлом году, самым богатым руководителем учреждения культуры Петербурга стал художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев. Минувший год принес ему доход в 130 млн рублей. По данным портала Казначейства России, в 2015 году фонд заработной платы Мариинского театра составил почти 2 млрд рублей. Таким образом, совокупный доход Валерия Гергиева составил 6,5% от фонда и 16% от чистой прибыли вверенного ему учреждения (800 млн рублей).
Второй в этом неофициальном рейтинге – худрук Большой филармонии Юрий Темирканов – принес в семейную казну 74 млн рублей. Это почти 20% от заработной платы всех его сотрудников. Еще более существенная диспропорция зафиксирована в Малом драматическом театре, чей художественный руководитель Лев Додин замкнул «тройку» самых богатых культурных деятелей Петербурга. Его доход составил 26,5 млн рублей, а фонд оплаты труда театра в 2015 году чуть-чуть превысил планку в 89 млн.
Занявшая четвертое место директор «Петербург-концерта» Екатерина Артюшкина заработала в минувшем году свыше 24,1. По данным Казначейства, это 21% от совокупной заработной платы всех ее подчиненных. А вот в Эрмитаже, чей глава Михаил Пиотровский замкнул «пятерку» с 17 млн рублей дохода, разница выглядит скромно: в фонде оплаты труда в 575 млн рублей заработок директора размывается и составляет около 3%.
Сами культурные деятели или их представители говорят, что в декларации указывается не только зарплата по основному месту работы, но и дополнительные источники дохода. Например, Валерий Гергиев одновременно трудится худруком Мариинского театра и главным дирижером Мюнхенского филармонического оркестра. А также имеет доли в коммерческих структурах – так, он является совладельцем компании «Евродон», которая считается крупнейшим производителем индейки в России. Иногда причиной высокого дохода является не бизнес, а обычные операции с недвижимостью: так, занявшая четвертое место в нашем рейтинге директор «Петербург-концерта» Екатерина Артюшкина продала в минувшем году квартиру в 90 кв. м.
«Зарплата в нашем театре занимает минимальную часть в общем доходе нашего худрука Фабио Мастранджело, – говорит директор "Мюзик-Холла" Юлия Стрижак. – Он гастролирует, выступает, получает за это гонорары». Отметим, что в 2015 году Мастранджело получил 5 млн рублей при зарплатном фонде «Мюзик-Холла» в 53,4 млн. Подобные доводы приводят и в драматическом театре «На Неве», чей худрук Татьяна Савенкова заработала 8,1 млн рублей при фонде оплаты труда в 39 млн. «Татьяна Аркадьевна дает лекции, получает авторские отчисления», – объяснили в учреждении.
Размер диспропорции скачет в диапазоне от 2% до 20% и за пределами первой «пятерки». Глава Губернаторского оркестра Петербурга Виктор Воротников принес в семейную казну 1,8 млн рублей, а заработок всех сотрудников и музыкантов составил 15 млн рублей (доля директорской зарплаты – около 12%). Директор «Санкт-Петербургской театральной библиотеки» Анастасия Гай заработала 1,8 млн, фонд оплаты труда составил 38 млн (доля руководителя – 4,6%). Актеры и административный персонал Театра комедии получили в 2015 около 50 млн рублей, а худрук театра Татьяна Казакова – 4,4 млн (почти 9%).
Коллеги Гергиева и Темирканова по культурному цеху, не имеющие большого числа дополнительных доходов, заработали в 2015 году в среднем от 1,5 до 2 млн рублей. Однако и в их учреждениях оклад руководителя существенно выделяется в общем фонде оплаты труда. Например, директор детской художественной школы №2 Екатерина Каракозова получила доход в 2 млн рублей, или 13% от совокупной заработной платы всех сотрудников учреждения. Глава детской художественной школы №1 Раиса Курбангалиева принесла в семейную казну 2 млн рублей. По данным Казначейства России, сама школа заплатила своим сотрудникам – и в том числе самой Курбангалиевой – 8 млн рублей. Доход руководителя театра марионеток Наталии Луневой в общем фонде оплаты труда учреждения составил 8% (1,9 млн из 24,5 млн). Сотрудники Государственного балета на льду получили в 2015 году около 15 млн рублей, а директор Владимир Каминов – 2,7 млн.
Таким образом, даже в самом захудалом учреждении культуры зарплата руководителя не падает ниже планки в 100 тысяч рублей в месяц. Между тем в отрасли господствуют другие цифры. По данным Петростата по состоянию на март, номинальная зарплата в музеях, театрах и библиотеках составила 51,1 млн рублей. Однако, судя по декларациям и финансовым отчетам, если изъять из статистической выборки доходы начальства, то среднее значение может быть меньше как минимум на 5%.
Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»