В Петербурге часть бригад отделений скорой помощи при поликлиниках (ОСМП) ездит на машинах частников: врачи - государственные, а водитель и почти новая импортная машина — коммерческие. Им завидовали сотрудники ОСМП, вынужденные ездить на старых «Газелях». Теперь завидовать не будут.
Как только Владимир Путин поручил Минздраву «проработать вопрос о передаче частным организациям функций перевозок при оказании скорой и неотложной медицинской помощи», от сотрудничества с частниками в Петербурге отказались.
В Петербурге вопрос о партнерстве частного транспорта и государственной медицины в системе скорой помощи прорабатывать не надо: город 17 лет арендует машины «скорой» у частников. Но сразу после нового поручения Путина от них решено отказаться. Точнее, не сразу. До того, как Владимир Путин подумал, что хорошо бы государству тратить меньше денег на обновление и содержание парка автомобилей «Скорой помощи» за счет сотрудничества с частными перевозчиками, он дал правительству другое поручение.
От одного поручения президента до другого — три месяца
Напомним, прошлым летом на форуме ОНФ «За качественную и доступную медицину» врач службы скорой помощи из Магадана рассказал президенту о том, что в регионе пациентов зимой возят в неприспособленных автомобилях, в которых капельницы замерзают вместе с пациентами. По результатам форума в декабре 2015 года президент направил правительству перечень поручений, одно из которых – обновление старого санитарного автотранспорта. Правительство должно проработать этот вопрос до 1 июля 2016 года, предусмотрев при необходимости выделение субсидий регионам из федерального бюджета.
Параллельно в условиях кризиса правительство озвучило курс на экономию бюджета и поддержку малого предпринимательства. Это удачное совпадение для развития сотрудничества государственных и частных структур. Например, с помощью такого сотрудничества можно убить сразу двух зайцев — обойтись без затрат на приобретение автомобилей для службы скорой помощи и поддержать малый бизнес, оказывающий транспортные услуги медицинским учреждениям. Вероятно, в связи с этим в конце марта появилось еще одно поручение президента, опубликованное на сайте Кремля: провести анализ бизнес-моделей по передаче частным компаниям транспортных услуг для неотложной медицинской помощи.
На каких машинах ездят врачи «Скорой помощи»
Тут Петербург мог бы предложить свою бизнес-модель — она действует в городе с 1999 года. Тогда впервые предприятия малого бизнеса вышли на открытый конкурс по обеспечению отделений скорой медицинской помощи (ОСМП) в районах своими автомобилями и водителями. В 2005 году их услугами уже пользовались поликлиники 8 районов города – Адмиралтейского, Василеостровского, Калининского, Красногвардейского, Московского, Невского, Приморского и Фрунзенского. На линию выходили 80 автомобилей ежедневно.
В 2015 году по поручению губернатора Георгия Полтавченко комитет по здравоохранению разработал «Концепцию по развитию транспортного обеспечения служб скорой медицинской помощи в Санкт-Петербурге». Она предусматривает обеспечение служб скорой помощи автомобилями казенного учреждения «Автобаза скорой и неотложной помощи» с привлечением предприятий малого бизнеса через конкурсные процедуры. В ней сказано, что каждые сутки в Петербурге работают 596 автомобилей: 80% из них – автомобили автобазы скорой помощи (477 нарядов), 11% – автомобили коммерческих организаций (68 нарядов), 9% – собственный транспорт районных ОСМП (51 наряд).
В этом году, в соответствии с концепцией, все автомобили объединили на автобазе. Предполагалось, что дефицит машин будет покрываться за счет аутсорсинга: автобаза должна была провести конкурсы по госконтрактам на аренду 68 автомобилей с водителями.
Сейчас в парке автобазы (без учета машин частных предприятий) автомобили со сроком эксплуатации более 5 лет (рекомендуемый срок эксплуатации автомобиля) составляют около 30%. Все машины малого бизнеса не старше 3 лет.
Поддержка малого бизнеса по-петербургски
В конце 2015 года автобаза объявила конкурсы для частных перевозчиков не на год, как обычно, а только на полгода. Потому что в планах у города стоит приобретение собственных 68 автомобилей для службы скорой помощи — ровно столько машин предоставляли ей до сих пор частники. Заместитель председателя комитета финансов Петербурга объясняет необходимость их приобретения выполнением первого поручения президента, по которому «обязанность по переоснащению автопарка службы возложена на субъекты». И сообщает, что «начиная со второго полугодия 2016 года предусматривалось централизованное обеспечение выездных бригад скорой медицинской помощи автотранспортом автобазы без привлечения арендуемых автомобилей».
Частные перевозчики, а их в Петербурге уже восемь, недоумевают: на протяжении многих лет они предоставляют качественную услугу на импортных автомобилях со сроком эксплуатации 2 – 3 года, но как только президент Владимир Путин заявил о необходимости сотрудничать с ними, от них отказываются.
– Машины работают, не остывая. Мы никогда не слышали в свой адрес претензий, наоборот, только благодарности, – говорит генеральный директор ООО «Киару» Сергей Гулин. – В прошлом году мы обслуживали Невский район. Нам до сих пор не заплатили за работу около половины стоимости прошлогоднего контракта, а врачи ОСМП исправно выезжают на вызовы на заправленных топливом машинах, водители вовремя получают зарплату. Значит, даже если бывают перебои с финансированием, мы все равно продолжаем работать стабильно.
Представители частного бизнеса говорят о том, что запуск 68 новых машин на линию на 2-е полугодие будет стоить городскому бюджету около 360 млн рублей – 230 млн на покупку машин и 130 на их эксплуатацию. В то время как контракт с бизнесом на то же полугодие стоит 140 – 150 млн – в общей сложности на 220 млн меньше. И это в условиях острого дефицита бюджета. Бизнес еще и налоги в бюджет заплатит, и из своих же денег оплатит подменные машины – городу для подменок нужны дополнительные деньги.
Свое мнение о происходящем представители частных компаний направили в администрацию президента: «За 2-е полугодие бюджет понесет убытки на сумму более 200 млн рублей... Наш автопарк — 92 современных автомобиля скорой медицинской помощи, 80 из них со сроком эксплуатации до 3 лет, 66 — иномарки. На их приобретение и обновление (несмотря на 6-месячный контракт) затрачены средства, существенные для наших предприятий. Использование автомобилей скорой помощи в других сферах невозможно. В случае отказа от государственных закупок автомобили окажутся невостребованными. А из бюджета будут потрачены средства на другие машины. Вот такая поддержка малого бизнеса».
По поручению президента Минздрав должен к июню проработать вопрос о передаче частным организациям функций перевозок при оказании скорой и неотложной медицинской помощи.
– Но петербургские перевозчики ждать не могут — именно в июне и заканчивается их полугодовой контракт, – говорит Владимир Иванов, генеральный директор ООО «Трансмедавто». – Поддержка малого бизнеса по-петербургски – это увольнение с 1 июля около 300 человек. А экономия заключается в отказе от закупки услуг, которая могла бы сохранить городскому бюджету за 5 лет 200 млн рублей, а при увеличении доли участия бизнеса в обеспечении скорой помощи транспортом до 20% и заключении контрактов на 1,5 – 2 года — около 500 млн за те же 5 лет. Более того, если бизнес уже инвестировал средства в экономику города, закупив новые машины, зачем на их замену тратить деньги бюджета? 30% «возрастных» машин городской автобазы – это необходимость приобретения более 150 автомобилей. Вот на что надо планировать затраты, а не расходовать деньги на борьбу с малым бизнесом. Лучше направить совместные усилия на конечный результат – обеспечение нормативного времени доезда бригады до больного.
Валентин Сорокин