Citigroup подсчитала, что рост нефтяных цен произошел не из-за решения России и ОПЕК заморозить уровень добычи, но после прекращения работы нефтепроводов в Ираке и Нигерии. Сбои могут быть устранены в ближайшие недели.
За прошедший месяц с середины февраля по середину марта стоимость барреля нефти марки Brent выросла приблизительно с $30 до $40. По мнению экспертов Citigroup, причиной тому стали нарушения в поставке нефти из стран ОПЕК Нигерии и Ирака. В целом, по подсчетам аналитиков, эти нарушения лишают мировой рынок не менее 800 тысяч баррелей нефти ежесуточно, что составляет около 1% мировой добычи.
С середины февраля в Ираке практически остановлена работа нефтепровода из Киркука в турецкий Джейхан. Еще 16 февраля неизвестные подорвали трубопровод, полностью остановив транспортировку нефти. По данным правительства Турции, диверсию совершили боевики Рабочей партии Курдистана, оппозиционного Анкаре движения. В пресс-службе РПК агентству Reuters опровергли причастность к произошедшему. Власти же Иракского Курдистана обвинили в подрыве отряды исламистов.
Пропускная способность нефтепровода составляет свыше 600 тыс. барр. в сутки. По собственным подсчетам правительства Иракского Курдистана, оно получало от реализации нефти из месторождений Киркука около $14 млн в день. Из этой суммы, в частности, оплачивается оклад солдатам курдской армии (пешмерга), активно сражающимся с боевиками «Исламского государства» (ИГИЛ, запрещенная в России группировка). За месяц простоя трубопровода правительство курдов недосчиталось тем самым свыше $400 млн.
В конце февраля Минэнерго Турции заявило, что планирует за несколько недель полностью отремонтировать трубу. К 11 марта работы были закончены, однако курдское правительство приостановило поставки нефти в Джейхан буквально через несколько часов после их возобновления. Добываемая сейчас нефть, по данным турецкой газеты Daily Sabah, закачивается курдами в терминалы недалеко от Киркука.
Источник: РБК