«Фонтанка» выяснила, почему нашлись недовольные, пожаловавшиеся чиновникам на портрет Хармса на фасаде дома на улице Маяковского, кто требует закрасить граффити и что нужно сделать, чтобы его спасти.
Граффити с портретом писателя Даниила Хармса на брандмауэре дома 11 по улице Маяковского спустя месяц после появления оказалось в центре скандала. Два журналиста пожаловались, чиновники требуют закрасить, художники готовятся собирать подписи в защиту. Администрация апеллирует к закону, любители Хармса — к здравому смыслу. В КГА «Фонтанке» разъяснили, можно ли спасти граффити. План – в духе абсурдизма: чтобы портрет Хармса на фасаде легализовать, сначала его надо закрасить.
С жалобой на портрет Хармса на фасаде здания в администрацию Центрального района обратился петербургский журналист Вадим Кузьмицкий, которому не понравился новый вид дома 11 на улице Маяковского.
Администрация отреагировала на жалобу молниеносно: в адрес председателя ТСЖ «Маяковского, 11» поступило письмо замглавы администрации Центрального района Сергея Орлова. Чиновник сослался на статью 36 ЖК РФ, согласно которой фасад здания относится к общей долевой собственности, за содержание которой отвечают собственники квартир. И предложил главе ТСЖ «принять исчерпывающие меры» по приведению фасада в нормативное состояние. То есть закрасить граффити за счет жильцов дома. Конечно, если на портрет нет разрешительной документации.
Таковой авторы граффити не оформляли.
«Мы пытались согласовать эту работу: звонили в администрацию Центрального района, нас отфутболили в ТСЖ. Мы связались с председателем ТСЖ, она видела эскизы, претензий не было, – говорит один из авторов граффити, художник Паша Кас. – Мы получили много слов поддержки и благодарности от петербуржцев за эту работу. Я не верю в то, что портрет Хармса могут закрасить. В городе должна быть память о писателе. Мы будем собирать подписи под обращением в администрацию города с просьбой не закрашивать портрет».
Текст обращения художники планируют подготовить в ближайшие дни.
В то же время замглавы администрации Центрального района Сергей Орлов в беседе с корреспондентом «Фонтанки» отметил, что администрация ничего не имеет против портрета Хармса, но закон должен быть соблюден.
«Мы абсолютно не против, а даже наоборот. Хармс — уважаемый человек. Но в администрацию поступило обращение гражданина Петербурга, который справедливо требует привести фасад в нормативное состояние, – сказал Сергей Орлов. – Нам, наверное, надо было дополнить свой официальный ответ словами о том, что размещение любых изображений на фасаде должно проводиться в соответствии с законом. Авторам нужно обратиться к КГА или КГИОП и это все легализовать. Закон дает возможность либо представить документы, подтверждающие легальность размещения портрета, либо предписывает приводить объект в первоначальное состояние».
«Жалобщик даже не является жильцом этого дома, – говорит Паша Кас. – Государство в 30-х годах прошлого века уничтожило много талантливых людей. Запрещали издаваться, вытаскивали из постели, разъединяли семьи и влюбленных, бросали в психушки и тюрьмы. Спустя столько лет нет даже музея Хармса, даже мемориальную доску делали на частные деньги. Государство должно, обязано всеми силами искупать свою вину. А что делают чиновники? Они снова запрещают!»
Позже выяснилось, что инициаторов обращения двое: кроме журналиста это еще и главный редактор издания «Канонер» Дмитрий Ратников, известный в городе своей активной жизненной позицией.
«Запасаюсь вкусным печеньем и буду смотреть, как горожане изводятся, говоря о требовании закрасить рисунок Даниила Хармса на углу Ковенского и Маяковского (вернее, закрасить в том случае, если он незаконный – пока этот факт не подтвержден), – написал Ратников на своей странице в «Фейсбуке». – Это что ж у нас в городе получается? Кто-то хочет нарисовать на стене в центре города – и пожалуйста? Не дело, ребята. Да, Хармс получился классный. Тонкие линии, аккуратно. Но вот уже ангел на Малом проспекте просто чудовищный: рука какая-то то ли сломанная, то ли вывернутая, Петропавловка какая-то не Петропавловка. А буква П на Обводном, закрашенная по моей просьбе? Это ж вообще П какое-то!»
Кузьмицкий с тем, что Хармс «классный», не согласен:
«По-моему, жутко, что устрашающий силуэт в три этажа стал доминантой перекрестка исторических улиц», – комментирует он.
В то же время жильцы дома 11 по улице Маяковского ничего против граффити не имеют.
«С нами никто не советовался, прежде чем приступать к работе над граффити, – рассказала «Фонтанке» Марина, проживающая в квартире на 4-м этаже дома. – Председатель ТСЖ тоже ничего не говорила. Мы увидели уже готовый портрет. Конечно, мы знаем, кто это, тем более на фасаде дома есть мемориальная доска Хармса. Относимся к граффити нормально, никаких отрицательных эмоций оно у нас не вызывает и никому не мешает. Но я против того, чтобы его закрашивали за наш счет».
Директор центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов уверен, что проводить голосование по поводу граффити среди собственников жилья по закону и не нужно было. В то же время, по мнению эксперта, чиновники не имеют никаких легитимных оснований требовать закрашивания портрета.
«С одной стороны, чиновники относят фасады к общему имуществу в соответствии с ЖК РФ, а с другой стороны — к объектам благоустройства, – говорит Карпов. – Если это общее имущество — на каком основании администрация требует закрасить граффити? Пока собственники не возмущаются, закрашивать ничего не надо. А В 131 ФЗ о местном самоуправлении фасады отнесены к объектам благоустройства».
Но даже в этом случае у прохожих, по мнению Александра Карпова, нет оснований требовать от ТСЖ перекрасить фасад. «Правила благоустройства в Петербурге находятся в стадии подготовки и разработки, – говорит эксперт. – Дать юридическое определение граффити невозможно. Порядок получения разрешения на граффити не установлен. Это граффити не является оскорбительным. Существует нормативный акт КГА о требованиях к содержанию фасадов. И чиновники по традиции будут ссылаться на него: фасад должен быть чистым, свободным от решеток и так далее. Но, в соответствии с актуальным законодательством, все подобные требования могут устанавливаться только правилами благоустройства. Теми самыми, которые у нас в городе до сих пор не приняты. Процедура их принятия включает публичные слушания, которых не было. Получается, что правила содержания фасадов фактически нелегитимны».
В комитете по градостроительству и архитектуре «Фонтанке» объяснили, что граффити с портретом Хармса все равно надо закрасить. Хотя бы потому, что это единственный способ узаконить его.
«Нормативное состояние фасада фиксируется в паспорте фасада, – говорит председатель КГА Владимир Григорьев. – Паспорт хранится в управлении ландшафтной архитектуры нашего комитета. Лично я против самовольной раскраски зданий в Петербурге, особенно в исторической части, даже из лучших побуждений. Благими намерениями выстлана дорога в ад».
Чиновник отметил, что узаконить портрет Хармса сейчас равносильно легализации самовольных действий в отношении исторической застройки.
«Это может повлечь за собой повторные случаи, поскольку создаст прецедент благополучного исхода дел при противоправной деятельности, что категорически противоречит духу правового государства, – говорит Владимир Григорьев. – Но если авторы хотят получить разрешение на свое граффити, сначала фасад все равно нужно вернуть в исходное состояние. А уже потом обратиться в КГА. Вопрос о граффити на Маяковского, 11, может быть рассмотрен на художественном совете при градостроительном совете. Хотя мне кажется, что раскрашивание брандмауэров противоречит духу исторической застройки».
Впрочем, чиновник назвал два положительных примера оформления глухих стен: брандмауэр на улице Пестеля, оформленный в честь защитников полуострова Ханко, и брандмауэр советских времен на улице Ленина на Петроградской стороне.
<div class="«interact" "="">
Подготовила Венера Галеева, "Фонтанка.ру"
Даниил Хармс (Ювачев) - писатель и поэт, основоположник абсурдизма в русской литературе, участник объединения ОБЭРИУ. В первый раз арестован был в декабре 1931-го года, по некоторым источникам, за то, что пел «Боже, царя храни!». Умер 2 февраля 1942 года во время блокады Ленинграда в отделении психиатрии больницы тюрьмы «Кресты». В доме 11 по улице Маяковского (бывшая Надеждинская) Хармс прожил почти пятнадцать лет — с конца 1925 года до ареста 23 августа 1941-го за «пораженческие настроения», «контрреволюционную пораженческую агитацию». К столетию Даниила Хармса в 2005 году на фасаде дома была установлена мемориальная доска работы петербургского архитектора и скульптора Вячеслава Бухаева. Музея Даниила Хармса нет, хотя часть будущей экспозиции давно собрана: это личные вещи, не публиковавшиеся ранее рукописи, книги, фотографии. Все эти предметы в октябре 2013 года выставлялись в музее Достоевского.