«Яндекс» может остаться без новостей, а «ВКонтакте» без ленты. Депутат Казаков уверен, что новостные агрегаторы живут по понятиям, а не по закону, и решил их «упорядочить». Однако, возможно, произошел фальстарт - поддержки ни от старших товарищей, ни от Кремля пока нет.
Законопроект за авторством двух депутатов – Алексея Казакова ("Справедливая Россия") и Александра Ющенко (КПРФ) утром 25 февраля появился в свободном доступе на сайте Госдумы. Если внесенный ими проект поправок в соответствующий закон пройдет, то «Яндекс» с Google должны будут либо создать пул СМИ, с которыми будут готовы рискнуть работать, либо вовсе закрыть ленты новостей. И оперативную информацию россияне смогут узнавать лишь от бабушек на скамейке.
Документ, по признанию эсера Казакова, переносит в нормативную плоскость лишь давно существующее и так понятие «новостной агрегатор». Все остальное взято из уже существующих законов. Внимательный читатель углядит в проекте фактически «копипаст» статей из Закона «О СМИ».
Агрегатор должен:
«проверять достоверность распространяемой общественно значимой информации», в том числе и новости, взятые из официально зарегистрированных как СМИ источников;
«не допускать использование в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию и материалов, содержащих нецензурную брань»;
быть национальным юридическим лицом, иностранное участие в котором возможно в размере не более 20%.
Плюс посещаемость — не менее миллиона в день.
Контролировать исполнение должен Роскомнадзор. Правда, в Министерстве связи и массовых коммуникаций сильно удивились появлению этого законопроекта. Замминистра Алексей Волин заявил, что консультаций с ведомством авторы не проводили. «Мы считаем, что если довести эту идею до логического конца, то с таким же успехом к СМИ можно приравнять и газетные киоски. Мы же видим в витрине киоска обложки газет и журналов и можем прочитать на них заголовки новостей — чем не новостной агрегатор?» — цитируют чиновника СМИ.
Недоумение высказал и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Он анонсировал дополнительную проработку документа.
Но Казаков в разговоре с «Фонтанкой» на отповедь Волина и Пескова лишь пожал плечами: «Мы с ними еще поработаем и найдем точки соприкосновения».
Автор поправок, кстати, дает агрегаторам шесть месяцев на приведение структуры компании в соответствие с новыми требованиями законодательства. За неисполнение – штраф от 400 тысяч для физических лиц до 5 миллионов для юридических. Такого же порядка штраф грозит внесенному в реестр ресурсу за неисполнение требования Роскомнадзора об удалении недостоверной информации .
«Мы лишь устраняем юридический вакуум, – раз за разом в разговоре с «Фонтанкой» повторял Алексей Казаков. – Мы не ограничиваем, а хотим, чтобы в Сети публиковали правдивую и честную информацию. Агрегаторы сейчас являются активными участниками информационного процесса. Мы их регулируем».
В отличие от «Яндекса», который уже заявил, что принятие законопроекта в том виде, в котором он представлен, проект «Яндекс.Новости» (существует с 2000 года) закроет, Казаков видит аж два варианта заполнения «вакуума».
«Иметь юридический отдел для проверки информации на законность и достоверность. Или брать новости из известных серьезных изданий, которые несут ответственность за то, что пишут. У нас есть и оппозиционные качественные издания. Поэтому об ограничении информации нельзя говорить», – был уверен политик в разговоре с «Фонтанкой».
По ком звонит колокол
«Порядка 400 тысяч новостей в день не проверить. Это нереально», – уверен советник президента России по Интернету Герман Клименко (владеет сервисом статистики LiveInternet, у которого есть собственный новостной агрегатор Mediametrics).
По словам советника, в нынешнем виде закон малореализуем. А если он и будет принят, то означает фактическую смерть информационных агрегаторов.
«До второго чтения мы по опыту обсуждения законов о забвении и блогерах устроим дискуссию и по данному документу. Думаю, сможем договориться с депутатами, – был уверен советник в разговоре с «Фонтанкой». – Уверен, что история у закона будет нормальная. Никто не закроется. Все будут существовать».
По словам Клименко, тот же «Яндекс», по которому закон бьет больше всего, разработал идеальную схему работы со СМИ и новостными ресурсами. Он имеет только верифицированных партнеров на договорах, в которых прописываются обязанности сторон. В том числе и обязанность предоставлять достоверную информацию. Отметим, что среди партнеров ресурса — все подразделения МВД РФ. По сути это тот же самый пул, за который ратует Казаков.
«Спорная позиция и о норме в 20%, что нехороша для новостных агрегаторов, которые не производят информацию и не должны за нее отвечать», – уверен Клименко.
В частности, из-за этого пункта могут уйти с российского рынка Twitter и Facebook, которых Российское государство и так пытается ограничить в развитии разными законами который год. Ведь при широком взгляде на Интернет, присущем российским депутатам, и соцсети можно посчитать агрегаторами новостей.
Среди пострадавших от проекта могут быть Rambler, mail.ru, СМИ2, «ВКонтакте», ресурсы по обмену информацией — Redtram и другие. Однако все они, отвечая на запросы «Фонтанки», заняли выжидательную позицию — документ изучаем, подключили юристов. Авось пронесет. Как два года назад, когда депутат от ЛДПР Андрей Луговой направил в Генпрокуратуру обращение о проверке «Яндекса» на соответствие Закону «О СМИ». Тогда топ-менеджеры компании дошли со своими опасениями до Путина. И Генпрокуратура нарушений в деятельности «Яндекса» не нашла. Однако появились два закона об информировании о наличии иностранного финансирования и об ограничении зарубежного капитала в СМИ.
Молчаливая позиция всех представителей бизнеса, кроме «Яндекса», тем более странная, что в нынешней редакции бизнес агрегаторов может быть если не полностью уничтожен, то серьезно пострадает. Только «Яндекс. Новости» дает российским СМИ более 6 миллионов переходов в день. Если внезапно они пропадут, те самые квалифицированные СМИ, за преимущество которых так ратует депутат Казаков, потеряют рекламодателей. И могут просто закрыться .
Татьяна Востроилова,
«Фонтанка.ру»