Страховые компании России увеличили свои доходы почти в два раза в 2014 году, несмотря на страшную «убыточность» рынка ОСАГО. На протяжении двух лет они умоляли власти поднять тарифы по автогражданскому страхованию и наконец получили свое. «Росгосстрах» в 2014 году заработал в четыре раза больше денег. «РЕСО-Гарантия» в первом квартале заработала больше денег, чем за весь прошлый год, а «Ингосстрах» в первом квартале увеличил чистую прибыль в 29 раз.
О необходимости повысить стоимость полисов ОСАГО страховщики заговорили еще в 2013 году, когда в правительстве изучали вопрос увеличения страховых выплат. Тогда, в феврале, когда Российский союз автостраховщиков пытался убедить Минфин в необходимости повысить тарифы на ОСАГО на 50%, представители союза утверждали, что повышение выплат без увеличения тарифов повлечет за собой банкротство «значительного числа членов союза и обрушит рынок ОСАГО». В мае 2013-го глава РСА Павел Бунин предложил повысить тарифы уже на 71%.
Подобные предложения высказывались и на протяжении всего 2014 года, вплоть до октября, когда Центральный банк увеличил предел выплат за имущественный ущерб со 120 тысяч до 400 тысяч рублей на одного пострадавшего, а для того, чтобы страховщики не несли убытки, повысил на 30% базовые тарифы, которые служат основой для расчета стоимости полисов. Ранее он был фиксированным – 1980, теперь стал плавающим – 2440 – 2574 рубля.
Но уже через несколько месяцев Центробанк объявил, что этого недостаточно. Тарифы на ОСАГО оказались убыточными для страховщиков, и во многих регионах этот вид страхования стал недоступен, утверждал зампред ЦБ Владимир Чистюхин. В связи с этим необходимо повысить тарифы еще более, чем на 30%, говорил он. А глава РСА Игорь Юргенс заявлял, что необходимо учесть «инфляционную составляющую, изначальную неоцененность тарифа» и повысить этот тариф более чем на 60%.
Наконец, с апреля 2015 года Центральный банк объявил о «корректировке тарифов», которая, по его же оценке, повысила конечную стоимость полисов в зависимости от региона на 41 – 100%. Эта корректировка была вызвана «несбалансированностью территориальных коэффициентов», которые берутся в расчет стоимости полисов. Эта несбалансированность привела к отказу страховщиков от выдачи полисов в некоторых регионах и очередному всплеску навязывания допуслуг. Кроме того, с 1 апреля ЦБ увеличил предельный размер выплат за вред, причиненный жизни и здоровью, со 160 тысяч до 500 тысяч рублей. Также Центробанк отмечал, что из-за девальвации рубля выросла стоимость запчастей и ремонта.
О плачевном состоянии страховых компаний, жалующихся на убыточность рынка ОСАГО, теперь можно говорить наглядно, так как появились их финансовые отчеты. Чистая прибыль страховых компаний России в 2014 году выросла почти в два раза – с 32 млрд до 51,3 млрд рублей, следует из данных ЦБ. При этом, несмотря на угрозы «массового банкротства», сам рынок страховых фирм и брокеров сократился в этом году всего на 16 штук – до 567 компаний.
«Росгосстрах» (ОАО) получил в 2014 году чистую прибыль 871 млн рублей вместо убытка в 2013-м 908 млн. А его дочернее ООО «Росгосстрах» за этот период в четыре раза увеличило чистую прибыль – с 1,3 млрд до 5,7 млрд рублей (по РСБУ). Чистая прибыль всей группы «Росгосстрах» (по МСФО) в 2014 году составила 4,2 млрд вместо 3,4 млрд годом ранее. Конечным владельцем группы считается выходец из «Славнефти» Сергей Хачатуров, брат члена совета директоров «Росгосстраха» Данила Хачатурова, находящегося в рейтинге российских бизнесменов Forbes на 54-м месте с состоянием $ 1,6 млрд.
«Ингосстрах» в 2014 году увеличил чистую прибыль с 518 млн до 2,1 млрд рублей, а в первом квартале 2015 года по сравнению с первым кварталом прошлого – в 29 раз – со 128 млн до 4,2 млрд (по РСБУ). Конечный владелец компании неизвестен. В 2013 году считалось, что им является собственник холдинга «Базовый элемент» Олег Дерипаска (17-е место в рейтинге, состояние – $ 6,2 млрд).
Компания «РЕСО-Гарантия», как и «Ингосстрах», заработала в первом квартале 2015 года больше, чем за весь предыдущий год, – 2,8 млрд рублей. В 2014 году чистая прибыль выросла с 770 млн до 2,2 млрд, в первом квартале 2014 года прибыль составляла 575 млн. Совладелец компании – ее президент Сергей Саркисов. Он вместе с братом Николаем в рейтинге Forbes на 105-м и 106-м местах, их состояние в сумме – $ 1,8 млрд. «Ренессанс страхование» в 2014 году заработало 1,2 млрд вместо 595 млн, а в первом квартале 2015 года – 760 млн вместо 476 млн. Компания принадлежит гражданину США, родившемуся в Нью-Йорке в семье русских эмигрантов, Борису Йордану, который в разное время возглавлял телеканал НТВ и «Газпром-медиа».
Впрочем, возможно, зарабатывали они не на ОСАГО. Чаще всего критики страховых компаний указывают на огромную разницу между собранными взносами по ОСАГО (за счет продажи полисов) и выплаченными водителям деньгами. В 2014 году, по данным Центробанка, страховщики собрали 150 млрд рублей, а выплатили 88,6 млрд. Однако страховщики указывают на несостоятельность этого обвинения, поскольку в этой разнице не учтены другие расходы, которые делают продажу полисов ОСАГО убыточными. Сами страховщики никогда наглядные расчеты не предоставляли общественности, но недавно за них это сделала Федерация автовладельцев России, основываясь на финансовых документах РСА.
Итак, около 20% денег, полученных от продажи полисов, страховые компании направляют на текущие расходы – аренду помещений, зарплату и т. д. Еще 3% – на взносы в РСА. 150 млрд минус 23% будет 115,7 млрд рублей. Из этой суммы необходимо вычесть также выплаты «по здоровью» – около 81 млн в 2014 году, а также еще примерно 716 млн рублей выплат, совершенных в начале 2015 года по страховым случаям, произошедшим в конце 2014 года. За вычетом всех расходов из 150 млрд рублей остается 25,4 млрд прибыли, из которой нужно заплатить еще налог на прибыль (20%), и останется 20,3 млрд чистой прибыли. Если распределить эти деньги между 100 компаниями, работающими на рынке ОСАГО, каждая получит по 200 млн.
По расчетам ФАР, в 2015 году страховые компании получат 190 млрд рублей за продажу полисов (на 26,5% больше, чем в 2014-м, так как именно на столько, в среднем, выросла в октябре стоимость полисов). Половина денег, выплачиваемых водителям (88,6 млрд в 2014 году), обычно идет в счет оплаты запчастей, которые подорожают в 2015 году примерно на 50%. То есть они обойдутся в 66,6 млрд, а стоимость работ, как ожидается, подорожает, сообразно инфляции, на 15% – до 51 млрд. Итого: страховые выплаты в 2015 году могут составить 117,7 млрд рублей.
Теперь что касается увеличения страховых выплат до 400 тыс. рублей «по железу» и до 500 тыс. рублей «по здоровью». Этот рост вовсе не означает, что в три с лишним раза возрастут все страховые выплаты, считают в ФАР. «Существуют выведенные практикой пропорции между количеством заключенных страховых договоров и количеством страховых возмещений, эти пропорции консервативны и практически не изменяются. В том числе, не изменяются пропорции обращений за страховыми выплатами «по здоровью» – таких обращений... примерно 1% от всех», – говорится в изысканиях ФАР.
Если предположить, что выплаты по здоровью вырастут даже на 20%, то в сравнении с прошлым годом итоговая цифра составит 975 млн. Допустим, в 2015 году образуется 50 тысяч случаев неурегулированных убытков («перенесенных» с конца 2014 года) – это максимальная цифра за все время существования ОСАГО, – при средней величине возмещения в 50 тыс. рублей (с учетом удорожания запчастей и влияния инфляции) на выплаты потребуется 2,5 млрд.
В результате из 190 млрд рублей нужно вычесть 43,7 млрд (23%), 117,7 млрд выплат «по железу», 1 млрд выплат «по здоровью», 2,5 млрд резерва на неурегулированные убытки и налог на прибыль; остается опять же 20 млрд рублей. Эта цифра, скорее всего, занижена по нескольким причинам. Во-первых, в расчетах использовались округления в пользу страховщиков, во-вторых, несмотря на падение автопрома и продаж автомобилей, некоторый, небольшой, рост их продаж все же будет, а это значит, что количество проданных полисов вырастет. В-третьих, расчеты проведены до апрельского повышения тарифов и, более того, служили аргументом в пользу отказа от такого повышения.
В страховых компаниях «Ингосстрах», «РЕСО-Гарантия» и «Ренессанс страхование» пока готовят свои комментарии. Один из крупнейших российских страховщиков высказался в том смысле, что помимо резервов, текущих расходов и другого компании выплачивают деньги по суду, а с учетом развившейся в последнее время практики выкупа прав требований автомобильными юристами, в некоторых случаях финансовые результаты страховых компаний могут ухудшаться на десятки процентов.
Рост чистой прибыли в 2014 году и первой половине 2015-го у большинства страховых фирм связан с работой в области страхования имущества предприятий и частных лиц, грузов, туристов, от несчастных случаев, строительно-монтажных рисков и так далее, говорит он. «Рост прибыльности произошел не у всех компаний, – говорит он. – В прошлом году несколько крупнейших игроков покинули российский рынок или же полностью прекратили работу в рознице, установили очень жесткие критерии отсева клиентов по каско или свернули работу в высокоубыточных регионах». Напомним, в январе 2014 года была признана банкротом СК «Россия», входившая в топ-15 по ОСАГО в России.
Днем 19 мая РСА распространил прогноз на 2015 год, из которого видно, что образ мышления членов союза остался прежним. Из сообщения, подписанного главой РСА Игорем Юргенсом, следует, что, по его мнению, в этому году продвижение инвестиционного и накопительного страхования жизни и повышение тарифов на ОСАГО «не позволят упасть рынку в 2015 году». Тем не менее «процесс сокращения количества страховщиков на рынке ускорится».
Справка:
Центральный банк основывал свои решения на повышении тарифов ОСАГО главным образом на так называемом комбинированном коэффициенте убыточности. Это условный показатель, которым ЦБ «замеряет» ситуацию с ОСАГО, – условный показатель, учитывающий отношение страховых выплат к расходам. Суммируются компенсации, перечисленные клиентам, и расходы (аренда, комиссионные агентов, зарплата сотрудников и т. д.), затем сумма расходов делится на полученную компанией от клиентов сумму взносов. Для самых успешных страховщиков этот показатель может быть меньше 1 (допустим, 0,95 – это отличный результат).
При этом если комбинированный коэффициент убыточности больше 1, это может и не означать, что страховая компания убыточна, так как коэффициент не учитывает инвестиционный доход от размещения страховых резервов в банковские депозиты, ценные бумаги и т. д. Также этот коэффициент не учитывает выплаты по суду.