Василий Иванович Сергин родился в 1917 году в многодетной семье в I Тогусском наслеге Средневилюйского улуса на аласе Хомустаах. В 1942 году призван на фронт. Рядовой отдельного сибирского лыжного батальона при стрелковом полку защищал Ленинград от фашистов. Василий Сергин ходил в разведку, дважды был легко ранен, чуть подлечившись, снова и снова отправлялся на передовую. Награжден медалью «За Отвагу».
Наш любимый дядя Василий Иванович Сергин (Баhылайка) не любил рассказывать о войне, говорил, что война — страшное, античеловеческое явление, мол, просто винтовка была меткая, поэтому фашисты получили по заслугам.
Василий Иванович родился в 1917 году в многодетной семье в I Тогусском наслеге Средневилюйского улуса на аласе Хомустаах. С молодых лет был отменным охотником, передовым колхозником, в его умелых руках все спорилось, его всегда направляли на трудные участки — строительство, сенокос.
В грозное, знойное, засушливое лето 1942 года Василий Сергин отправился на войну защищать Родину. Из одного колхоза вместе с ним призвали еще двоих: Петра Дмитриевича Егорова и Василия Никифоровича Андреева. После короткого обучения на станции Мальта Иркутской области и в уральском городке Чебаркуль они втроем попали на Ленинградский фронт. Рядовые отдельного сибирского лыжного батальона при стрелковом полку защищали Ленинград от фашистов.
Наши солдаты храбро держали оборону города на Неве под смертельными бомбежками и артиллерийскими обстрелами, танковыми атаками врага. Было очень тяжело, не хватало боеприпасов, продуктов, жили в сырых окопах. Василий Сергин ходил в разведку, дважды был легко ранен, чуть подлечившись, снова и снова отправлялся на передовую.
В декабре 1942 года ночью сибирские лыжники ворвались в тыл врага, нанесли ему большой урон и посеяли в рядах неприятеля панику. Наш дядя в ночном рукопашном бою заколол штыком двух фашистов. От неминуемой смерти его спасли ловкость, сноровка и физическая сила.
В конце февраля 1943 года после очередного ожесточённого боя из роты остались только трое живых. Многочисленные фашисты, крича: «Русс! Сдавайсь!», остервенело атаковали высоту, наши, втроем заняв круговую оборону, не подпускали врагов. Немцы, отступив, открыли ураганный огонь из миномётов, наш дядя осколком был ранен в правое плечо. К счастью, вскоре стемнело, и подоспела помощь. Увидев своих, ослабший от потери крови, он потерял сознание. За этот героический бой Василия Сергина наградили медалью «За Отвагу».
Больше полугода его лечили, сделали несколько операций, но рана не заживала, и хирурги решили ампутировать руку, дядя умолял еще подождать... Началась гангрена, и потерявшего сознание Василия санитары, решив, что он умер, вынесли и положили среди мертвых. Очнувшись, солдат застонал… На его счастье, хирург, на стол к которому он попал в этот раз, вычистил, промыл и заштопал рану, и Сергин пошел на поправку. Об этом дядя всегда вспоминал с благодарностью и волнением.
Долечивался он в Куйбышевском госпитале, затем в госпитале города Молотова. Осенью 1943 года его комиссовали, дали инвалидность и отправили на родину.
Наш дядя прожил счастливую жизнь. Передовой работник, ударник труда, орденоносец, он всегда был желанным гостем у молодёжи, авторитетом для односельчан. Когда моя мама и её сестры осиротели после скоропостижной смерти отца, он всячески помогал им.
В Олекминске живет единственная дочь Василия Ивановича Анна Васильевна. Славную жизнь нашего дяди-фронтовика, защитника Родины, продолжают его внуки.
Диана Васильева