Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество В ИИМК РАН отмечают 50-летний юбилей Саяно-Тувинской археологической экспедиции

В ИИМК РАН отмечают 50-летний юбилей Саяно-Тувинской археологической экспедиции

1 479

22 апреля в Институте истории материальной культуры (ИИМК) РАН состоится расширенное заседание Ученого совета, посвященное юбилею Саяно-Тувинской археологической экспедиции, которая продолжается уже 50 лет.

Археологические исследования начались в 1965 году в связи с проектированием строительства Саяно-Шушенской ГЭС. В ту пору перед учеными стояла задача исследовать памятники, попадавшие в зону затопления водохранилища. В частности, предстояло раскопать около 5 тысяч курганов. Итогом первых лет работы стали уникальные находки, которые позволили доказать, что человек появился в этих местах на несколько десятков тысяч лет раньше, чем полагали до начала экспедиции.

«Главным итогом работы экспедиции стало то, что мы продлили историю Тувы вглубь на сотни тысяч лет, – рассказал доктор исторических наук Сергей Астахов. – Если в начале наших раскопок здесь было зафиксировано около десятка палеолитических стоянок с отдельными находками, то потом их стало сотни, и если в первый период речь шла о памятниках, возраст которых не выходил за пределы 15-20 тысяч лет, то сейчас мы имеем памятники, возраст которых около 350 тысяч лет», – добавил ученый.

Изначально, ученые планировали завершить работы в 1972 году, однако было принято решение продолжить исследования и экспедиция разделилась на две - Саянскую и Тувинскую, которые до сих пор продолжают археологические изыскания в Туве и Красноярском крае.

В настоящее время, самым значительным проектом Саянской и Тувинской экспедиций являются исследования в зоне строительства железной дороги Элегест – Кызыл – Курагино, которая соединит Республику Тыва с Красноярским краем. Проект с одноименным названием «Кызыл-Курагино» возник по инициативе президента Русского Географического общества Сергея Шойгу.

Работы начались в 2011 году. За это время на маршруте протяженностью 400 километров обнаружили около 400 ранее неизвестных памятников разных эпох, – от древнейших стоянок первобытного человека до средневековых городищ. Ученые отмечают, что 88 из них могли быть разрушены в ходе строительства железной дороги. Руководитель Саянской экспедиции Андрей Поляков рассказал, что исследованные памятники представляют практически весь диапазон от палеолита до Средневековья, причем большой удачей стало обнаружение серии неразграбленных погребений средневекового периода.

Начальник отдела палеолита ИИМК РАН Сергей Васильев сравнил одну из стоянок на трассе Кызыл-Курагино со слоеным пирогом, «начиненным» находками различных веков.

«В верхних ее слоях – скифские вещи, глубже обнаружены слои бронзового века и еще глубже совершенно неожиданно обнаружился палеолит, найдены каменные орудия и масса костей ископаемых животных, например, гигантского оленя. Среди интереснейших последних находок – амулет из мраморной гальки с 37 нарезами по краю. Он не из этих мест, а был принесен, скорее всего с Енисея, ближайшее месторождение мрамора расположено на Майне», – рассказал Васильев.

С 2011 года на раскопках археолого-географической экспедиции "Кызыл – Курагино" побывали более 2 тысяч волонтеров из разных стран мира. Конкурс на волонтерские места составил от 5 до 10 человек на место.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях