Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Финляндия "Оставались после уроков, пили чай и занимались математикой"

"Оставались после уроков, пили чай и занимались математикой"

1 092
Источник:

В 2000 году Павел Шмаков, директор одной из ведущих школ Казани, из-за конфликта с властями уехал сначала в Москву, потом в Финляндию. За 2,5 года получил второе образование на педагогическом факультете университета Хельсинки (для справки: конкурс там — до 10 человек на место). Потом больше 5 лет он преподавал математику, физику и химию в финской школе. А потом в Финляндию приехал мэр Казани, ему показали образцовую школу, там он встретил своего бывшего земляка. Вернувшись домой, мэр Казани поговорил с президентом Татарстана и в 2011 году пригласил учителя вернуться домой, снова стать директором. Тот вернулся, но не нашел общего языка с представителями прокуратуры, Рособрнадзора, Роспотребнадзора: «Когда я пришел в школу в Казани, у меня из 600 учеников 243 — по данным, оставшимся в компьютере, — были зачислены не по правилам поступления, а либо по звонку, либо по липовым тестам. У нас система неправды пронизывает государство». И тогда он создал собственную школу СОлНЦе . Почти год ушел на получение лицензии и борьбу с надзорными органами, но сейчас школа работает. А ее директор и создатель продолжает жить на две страны, работая и в России, и в Финляндии.

- Павел Анатольевич, чем отличается русская школа от финской?

- В России вкладывают силы в «верхних», самых лучших… или детей хороших родителей. А троечников не любят как класс, для многих учителей троечник - не просто плохой ученик, а плохой человек. Они всегда образовывали особую касту, которую все ругали (правда, потом из них вырастали все кто угодно).
А в Финляндии наоборот, не хватает сил для самых умных, но троечнику обязательно будут помогать.
Эта разница хорошо видна на математике. В России всегда ставилась такая цель, чтобы наши ребята хорошо выступали на олимпиадах. К примеру, в моем городе (и я уверен, что в других городах — то же самое), когда учитель готовит школьников к олимпиаде, ему дают большую премию. А вот учителя, которые работают со слабыми детьми, никак не поощряются. В Финляндии олимпиады тоже есть, но это далеко не самое главное. И еще там нет и не может быть школ для одаренных детей, как «Интеллектуал», или 239 в Петербурге, или школа Попова в Челябинске...

Хорошее и плохое есть и в той и в той системе. Я считаю, что если бы в какой-то степени поддерживать талантливых детей в Финляндии, то это тоже было бы хорошо.

- Действительно, в интервью «Фонтанке» высокопоставленный чиновник заявила, что спецшколы для продвинутых — это «не в Финляндии».

- На самом деле, происходит очень интересная вещь. В Финляндии есть математические классы, но они учатся по тем же учебникам, что и другие, просто быстрее двигаются. Но полгода назад мне принесли учебник, в котором есть усложненные задания. Так что эту проблему там начинают решать.

- Верно ли, что в Финляндии слабее программа по математике? Дроби в восьмом классе...
- У них немного по-другому построена система преподавания, она идет циклами. В седьмом классе изучают дроби. В восьмом классе снова изучают дроби, но быстрее и глубже. И в лицее их опять изучают, но еще глубже.

- В Финляндии разбирают доказательства теорем?
- Некоторые учителя их разбирают - я, например. Но это никому не нужно, у них школа более практикоориентирована. Так, например, важно, чтобы школьник в седьмом классе мог выбрать себе мобильный телефон, с подходящей ему платой. В Финляндии считается неприличным у кого-то что-то спрашивать, если ты можешь разобраться сам. Это — неприлично. И списывание у них, на самом деле, тоже есть. Но и это — неприлично.

- А как в Финляндии мотивировать детей учиться?
- На самом деле, когда я ввел наши принципы, они там очень хорошо работали. У меня была система кружков: дети оставались после уроков, пили чай и занимались математикой.

- Это правда, что статус учителя в Финляндии очень высок?
- Да, правда. Там, чтобы стать учителем, нужно закончить фактически два университета. Во-первых, нужно получить педагогическое образование, во-вторых, профильное. То есть, если ты учитель математики, то математические курсы ты берешь на мехмате университета. В Хельсинки сильный химический факультет, он готовит как химиков для науки, так и будущих педагогов.

- То есть Вы, математик, не проходили математические курсы, учили только педагогику, и это позволило Вам получить образование всего за два с половиной года, верно?
- Конечно. У них особая система, мне перезачли диплом. Это сделано для тех иностранцев, у которых не слишком плохой уровень языка и есть высшее образование по профильному предмету (техническому).

- Когда в России вышел фильм «Географ глобус пропил», во многих отзывах проскальзывала мысль: «учителем пошел работать, совсем опустился». У нас талантливые люди не всегда хотят идти в школу. Как эту проблему решать?
- Самое главное, что пути решения проблемы — это не то, что у нас сейчас делается. У нас говорится, что главное — поднять зарплату. Зарплату поднимать надо! Без сомнения! Но это — не главное. Главное — это уважение в народе и уважение со стороны государства. В Татарстане в этом смысле ситуация лучше, чем в других регионах, тут есть много грантов для учителей. Другое дело, что система поставлена неправильно. Вот помните, были соросовские учителя? Там педагога оценивали по отзывам выпускников — вспоминают ведь всегда любимых, хороших. А у нас государство оценивает учителя бумажным образом — по отчетам, по липовым отчетам, по открытым урокам, к которым школьники заучивают ответы.

- Но у нас часто зарплата — залог уважения.
- Зарплата важна! Но если дать зарплату в два раза больше, то учитель не будет в два раза больше работать. В Финляндии зарплата учителя на уровне чуть-чуть выше средней по государству. Вот у меня была зарплата около 3 тысяч евро, а медсестра, к примеру, получает около 1,5 тысяч евро. Причем при стаже, опыте зарплата растет. То есть зарплата важна, но важнее уважение общества.

У нас очень сильно не хватает учителю свободы и уважения. Над ним стоит чиновник из РОНО, а там хороших управленцев почти нет, большинство из них — это неудавшиеся учителя. Так что чиновник из РОНО - это как лейтенант в армии — он маленький начальник, но все-таки у него есть власть, власть над учителем. И поэтому учителю очень сложно быть творческим человеком, ему не дают творить. Хотя есть исключения. Вот у меня был учитель, который ушел, но я надеюсь, что он вернется. Фантастически талантливый, но очень своеобразный. Его позвали в зарегламентированную школу. Его уважают, но он не учитель в российском понимании - он недисциплинирован, не ходит на педсоветы. Но его очень любят дети и он фантастически талантлив. И ему - одному - дают выжить там именно по этой причине.

- В России сейчас целесообразно отказываться от РОНО?
- Я считаю, что на этот путь встать надо. Но аккуратно, как с любыми реформами. Сначала уменьшить количество документов, потом уменьшить количество сотрудников РОНО. Но отказаться сразу и за один день было бы неправильно.

- Расскажите, пожалуйста, про вашу школу СОлНЦе.
- Мне всегда казалось важным поддержать в ребенке все доброе, светлое. Мы разыскиваем — громко, рассказывая об этом в СМИ, — ребят, которые хоть чем-нибудь увлечены. Ребенок может увлекаться компьютерами, но иметь двойку по русскому языку. Или быть гениальным в истории, но ничего не понимать в математике. И мы на первое время снижаем требования по нелюбимым предметам и заключаем со школьником устный договор о том, что он любимое дело должен делать здорово и много. И постепенно маленький математик и маленький историк, находясь рядом, друг другу хорошее про эти предметы рассказывают.

Это не школа для одаренных детей. Одаренный ребенок — это тот, кому от Бога даны особые способности. А мы берем тех, кто хоть чем-нибудь увлечен. Я помню, когда мне было 6 лет, я во дворе у себя в Казани увидел громадный камень, просто громадный, до сих пор не знаю, что это такое. Был бы в доме геолог, я бы, может, геологом стал бы. Так что в ребенке надо поддержать любое интеллектуальное желание.

Мы как-то в школе решили, что если появятся три школьника, которые захотят учить китайский, то мы поищем учителя. Нашлись такие три школьника, мы долго искали китайца, нашли, и школьник, который тогда, в 1996 году ко мне подошел с друзьями, защитил докторскую по Китаю. Притом что по математике у него все было ужасно плохо. Или вот еще пример: ко мне только что поступила девочка, которая явно одарена по биологии. Но она долго не могла поступить - для этого нужно сдать на уровне школьной четверки математику и русский. Мы живем в России, надо сдавать ЕГЭ, они должны как-нибудь написать работу. Девочка восемь на три умножала с ошибкой, и она сдавала экзамены в августе, в сентябре, в октябре — в конце концов сдала. Если ты хочешь к нам поступить, мы тебе поможем, лишь бы ты потрудился и показал свою мотивацию.

Так что у меня в школе два типа детей: те, которые занимаются чем-то интеллектуальным как спортом — на скорость задачки решают, либо те, кто занимается чем-то интеллектуальным в удовольствие.

- Вашу школу иногда сравнивают с пансионом из романа «Азазель» Бориса Акунина.
- Там есть принцип элитарности, который мне не нравится. А так похожесть есть, я согласен. Но я принципиально позиционирую школу как государственную, а не частную, хотя это приводит к куче проблем. Вот у меня в седьмой класс набралось только восемь человек, у нас был очень трудный год. И от меня требуют, чтобы я закрыл седьмой класс. Но я к концу года наберу 15-20 человек.
Сейчас у нас учатся 100 человек, но если придет 150 человек — мы будем их учить. Это очень важно, позиционировать себя как школу для всех желающих, а не для отобранных детей. Когда учиться в ней может любой. Я помню, ко мне пришел мальчик, Петя, который очень тяжело решал задачи по математике. Я дал ему сборник — московские математические олимпиады. Он пришел ко мне через два месяца с двумя исписанными тетрадками, он решал каждый день, по много часов, почти все было решено неправильно. Но мы его, естественно, взяли, он показал нам свою мотивацию.

- У нас же идет укрупнение классов, как Вам удается сохранить класс в восемь человек?
- У нас по уставу школа — интернат, поэтому к нам требования — 20 человек. Потом, законы вещь такая... у нас записано 15-20 человек, раз цифра 20 есть, значит, так можно.

- Благодаря чему талантливые люди продолжают работать в школе?
- У нас, кроме проблемы маленькой зарплаты, есть проблема несвободы. В нашей школе я не пущу никого к учителю на урок, не заставлю писать отчеты. Да, я имею массу проблем сам, как с этим седьмым классом. Я эти проблемы беру на себя, и школе как-то удается выжить. Меня еще когда-то пригласил мэр города вместе с президентом Татарстана, я вернулся из-за границы. Поэтому у меня есть некоторая защита, и поэтому я могу позволить себе защищать учителей.
Мы к нам приглашаем педагогов, у которых может быть плохой характер, у них сложные отношения друг с другом. Но они любят детей или умеют с ними работать. И за то, что они могут делать на уроках то, что хотят, они соглашаются терпеть не самую большую зарплату.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях