В Василеостровском районном суде сегодня начинается предварительное слушание уголовного дела, в рамках которого президента некоммерческого партнерства «Мастерская свободы» Николая Архарова обвиняют в организации покушения на владельца ЗАО «Фарма ВАМ» Марка Балазовского 17 декабря 2012 года. А безработного петербуржца Владимира Никольского – в исполнении этого преступления и в покушении на Александра Косиненко, водителя Балазовского.
Обвинение Архарова основано на показаниях одного человека, утверждающего, будто Архаров попросил его приобрести автомобиль, с помощью которого было совершено преступление. Обвинение Никольского основано ещё и на показаниях потерпевших, опознавших в нём киллера. Сами подсудимые категорически отрицают свою вину. Причины, из-за которых Архарову якобы понадобилось организовывать преступление, Следственный комитет не называет.
Главным и, похоже, единственным свидетелем обвинения станет партнёр Николая Архарова по бизнесу Сергей Черёмухин. Он дал показания о том, будто Архаров попросил его приобрести за границей внедорожник, на котором, по версии следствия, Владимир Никольский приехал во двор дома на Наличной улице, чтобы совершить преступление. Черёмухин подробно рассказал о том, как получил у Архарова деньги на покупку внедорожника, как купил его в Прибалтике и как пригнал его в Петербург, где якобы по указанию Архарова оставил на ресепшене отеля «Золотая страна» конверт с ключами и документами от машины внутри и надписью «От Сергея Черёмухина…» снаружи.
А потом он якобы прочитал на сайте «Фонтанки» новость о покушении на Балазовского с примерным описанием автомобиля, на котором приехал киллер. Сделал предположение, будто это тот самый автомобиль и поделился этим предположением с Архаровым. А Архаров, как следует из показаний Черёмухина, высказался в том смысле, что их общий знакомый Владимир Никольский «засветился» на этом автомобиле, но их он не выдаст. И тут Сергей Черёмухин сделал вывод, что в Балазовского и его водителя стрелял Никольский по указанию Архарова. Ещё Черёмухин рассказал следователю, как после покушения на Балазовского он по согласованию с Архаровым отправил автомобиль обратно в Прибалтику, чтобы его продал тот человек, который ранее и купил его. Для этого Черёмухин познакомил этого человека с Никольским, о чём этот человек дал показания на предварительном следствии. При этом, саму машину следствие найти не смогло, как и оружие, из которого стреляли в Балазовского. Николая Архарова обвиняют по ч. 3 ст. 33, ч. 3 ст. 30 и ч. 1 ст. 105 УК РФ («Организация покушения на убийство»). Владимира Никольского обвиняют по ч. 3 ст. 30, пп. «а» и «к» ч. 2 ст. 105 и ч. 1 ст. 222 УК РФ («Покушение на убийство двух или более лиц с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение» и «Незаконное приобретение или ношение оружия»). Следствие полагает, что покушение на Александра Косиненко, водителя Марка Балазовского – это эксцесс исполнителя. В Следственном комитете считают, что Владимир Никольский, стреляя в Косиненко, пытался избавиться от свидетеля и от человека, который мог бы помешать ему застрелить Балазовского.