Социологическая служба Фонда борьбы с коррупцией опубликовала первое электоральное исследование в преддверии губернаторских выборов в Петербурге. Исходя из графиков, можно с уверенностью сказать, что борьба между врио губернатора Георгием Полтавченко и Оксаной Дмитриевой, если она состоится, будет за пока не определившихся в своих симпатиях петербуржцев. Таких, по данным опроса, около 36%, что почти равно рейтингу самого Полтавченко.
16 – 20 июня петербургские волонтеры ФБК обзвонили тысячу петербуржцев с целью прояснить ситуацию с петербургскими выборами. Всего из опрошенных почти 79% опрошенных слышали или что-то слышали о выборах. 21,4% признались, что узнали о голосовании только во время опроса. Почти 35% относятся к досрочным выборам положительно или скорее положительно, в то время как отрицательные эмоции это вызывает только у 12% опрошенных. У 44% известие о досрочной отставке губернатора вызвали нейтральное отношение.
На данный момент ФБК прогнозирует хорошую явку: три четверти опрошенных намерены посетить 14 сентября избирательные участки. Из них обещают точно пойти на выборы больше половины опрошенных (51,8%). Игнорировать событие планируют около 16% петербуржцев. Наибольшую симпатию у тех, кто придет на участки, на данный момент вызывает Георгий Полтавченко. Его намерены поддержать 39,2%. Сторонников главы петербургского отделения «Справедливой России» Оксаны Дмитриевой в три раза меньше — около 13,6%. Основатель партии «Яблоко» Григорий Явлинский в случае участия в выборах может рассчитывать на 2,8% голосов электората. И 35,9% опрошенных из тех, кто намерен 14 сентября посетить УИКи, пока не определились со своим выбором.
По словам опрошенных «Фонтанкой» экспертов, в целом данным ФБК можно доверять, и показатели совпадают с результатами, полученными петербургскими социологическими службами. Подтверждает подлинность данных и научный руководитель социологического центра «Мегаполис» Татьяна Протасенко. «Данные примерно совпадают с нашими. Мы во втором туре даем Полтавченко порядка 41%, а Дмитриевой — около 16%. А вот явку мы пока прогнозируем на уровне 30 – 33%».
Аналогичного мнения придерживается социолог Роман Могилевский: «Если смотреть с методической стороны, мне кажется опрос довольно надежный. И данные его такие же, как показывают петербургские исследователи. Например, совпадают данные по числу тех, кто не определился со своим выбором». Небольшие расхождения, конечно, присутствуют. Например, петербургские социологи фиксируют рейтинг Полтавченко на чуть более высоком уровне — за 40%. Но здесь дело не в достоверности, а в методике расчета. ФБК, как замечает Могилевский, подсчитывала уровень поддержки Полтавченко на выборах, отталкиваясь от числа избирателей, намеренных проголосовать, а не от всего населения города.
Отметим, на выборах мэра Москвы именно социологическая служба ФБК, предсказывая результаты выборов, оказалась ближе всех к конечному итогу, обойдя таких монстров, как «Левада-центр», Фонд общественного мнения и ВЦИОМ. Так, «Левада», подводя итог избирательной гонки, зафиксировала электоральную поддержку креатуры власти на уровне 57%; ФОМ был более оптимистичен — 60%. Но еще красочнее шансы и. о. мэра оценивал ВЦИОМ — 62,2%. Прогнозы относительно "номера 2" также отличались друг от друга: ФОМ обещал, что его результат достигнет 20%, «Левада-центр» настаивал на 18%, а ВЦИОМ — на 15,7%. А по итогам обработки 100% бюллетеней врио мэра Москвы, Сергей Собянин набрал 51,37% голосов. Его соперник, оппозиционный кандидат Алексей Навальный, получил 27,24%.
В этот раз, не претендуя на научную точность, эксперты ФБК заключают, что Дмитриева стартует с хороших позиций: «Как подсказывает эмпирический опыт, здравый смысл и, например, изменение рейтингов на московской мэрской кампании, представитель власти начинает с максимальных позиций, но потом постоянно поддержку теряет. В подобных опросах всегда фиксируется «верхняя граница», в то время как его оппозиционный конкурент имеет все возможности для роста».
Особого внимания в опросе заслуживает графа не определившихся со своим выбором. Таких, напомним, 35,9%, что примерно сопоставимо с числом «номера 1» (39,2%). Несложно предположить, что именно за эти голоса развернется наиболее жесткая борьба между двумя основными соперниками. Стоит вернуться на год назад, когда в Москве набирала старт избирательная гонка. Первичные исследования социологов в начале июня фиксировали уровень поддержки Алексея Навального не выше статистической погрешности в 2%. Гораздо популярнее был Михаил Прохоров, чей рейтинг скользил в коридоре между 14 – 20%.
Однако на утро 14 июня, после того как миллиардер сошел с дистанции, ломаные социологических данных резко начали менять направление: вверх пошло число тех, кто отказался идти на выборы, и резко выросло число неопределившихся (с 6 – 10% до 20 – 27%). Как поясняли тогда эксперты, москвичи просто не знали, за кого голосовать. И именно то, что Навальный смог перетянуть на свою сторону «прохоровцев» (почти два месяца подряд росла кривая «Навальный», в то время как кривая не уверенных в своих симпатиях шла вниз), помогло ему выйти на второе место.
С другой стороны, социологи просят пока не делать долгоживущих выводов об итогах голосования 14 сентября. Так, по мнению Могилевского, данные — скорее, модельная вещь: «Ну, например, они там указывают в качестве кандидата от КПРФ Бортко, а мы знаем, что коммунисты выдвинули Ирину Иванову. На основе этих данных не стоит делать какие-либо выводы, потому что много неизвестных. Проведение исследований будет иметь смысл только после того, как завершится этап выдвижения кандидатов, когда будут сданы подписи муниципальных депутатов». А «Мегаполис», по словам Протасенко, даже временно отказался от изучения общественного мнения: «Пока не определится список кандидатов, серьезно изучать общественные настроения нельзя. Ведь многое будет зависеть от того, сможет ли Дмитриева собрать нужное количество подписей. Да и вообще, кто будет участвовать в гонке».
Ольга Мясникова, "Фонтанка.ру"