Разговор с самим собой – вот что делает арт-терапию эффективной. И это не значит, что клиент начинает походить на городского сумасшедшего, болтая себе под нос всякую всячину. Просто психолог на встрече делает все возможное, чтобы человек начал понимать себя сам. Как это происходит? От каких проблем можно избавиться, занимаясь со специалистом по терапии искусством?
Каляки-маляки и прочие пейзажи
За ответами на эти вопросы мы обратились к психологу, арт-терапевту, руководителю центра динамической арт-терапии «Пробуждение» Кристине Маликовой. Она уверена, что абсолютно здоровых физически людей не бывает, точно так же дело обстоит и в психологическом состоянии человека. Так складывается потому, что в детстве каждый из нас переживает свой собственный, не всегда только положительный, опыт. С течением времени трудности, о которые мы запнулись и не преодолели в детстве, начинают напоминать о себе, трансформируясь в комплексы, страхи, неврозы и депрессивные состояния. Задача арт-терапевта в таком случае – оставить тяжелый, тянущий нас к земле багаж навсегда в прошлом и отправить нас дальше по жизни налегке.
Обычно арт-терапевты просят своих клиентов (никого здесь не называют пациентами) нарисовать все, что придет им в голову, что-то, возможно, описывающее нерешенную проблему. И пусть это будут по-детски неуклюжие каляки-маляки, психологу и не нужен шедевр живописи! Затем клиент вместе с психологом обсуждают нарисованное. И это действительно диалог, а не долгий, убеждающий монолог специалиста. «Психолог – не рентген и не бог, – уверена эксперт, – поэтому он не выдает вам тут же одну-единственную верную трактовку вашего рисунка. Это более сложный процесс: мы пытаемся распутать клубок ассоциаций, задавая наводящие вопросы, направляя клиента к состоянию сосредоточенности на самом себе. Клиент всё знает сам, просто ему нужно помочь это осознать». После того, как человек признал свою проблему, понял ее причины, психолог помогает человеку найти пути выхода из нее. Процесс создания рисунка является, по сути, заменой сложному, долгому разговору с психоаналитиком, когда тот заставляет вспоминать и проводить иногда болезненные раскопки в голове.
Выйти из позы эмбриона
Помимо уже известного нам лечения рисунком арт-терапевты активно обращаются к терапии музыкой, танцами, сказками, цветом и песком. Так, например, на просьбу «показать всем телом, как вы себя ощущаете» клиенты в тяжелом состоянии могут сворачиваться в позу эмбриона и иногда даже накрываться сверху пледом – мнимой броней от внешнего мира. Выражая свою жизнь в сказке, люди в 99 процентах случаев начинают ее со слов «жили-были», но затем сценарий оказывается у каждого свой, часто запутанный и тяжелый. Например, проецирование себя в образ марионетки – куклы, которой все управляют. Такую сказку нужно обязательно переписать. А закончив исправления на бумаге – начать их в реальной жизни, постепенно меняя свое поведение и мысли.
Песочная терапия – одно из очень эффективных, но пока не очень развитых в нашей стране направлений, которые используют Кристина и ее коллеги. «В коробку с голубым фоном насыпан песок. В комнате также стоят шкафы с огромным количеством разных маленьких фигурок: людей, животных, машин, зданий. И человек начинает взаимодействовать со всем этим по своему усмотрению, никем не направляемый». Тогда свободный от стереотипов, социальных установок и ролей, возвратившийся в то время, когда сидеть на берегу озера и копаться в песке было делом обычным, человек раскрывает перед психологом свою картину жизни, где он – главный герой в своем мире. Только на песке.
В мире детских фантазий
«На детей такая терапия влияет очень быстро, – уверяет Кристина, – потому что они не сомневаются». Действительно, дети, сами того не подозревая, помогают психологам тем, что они и так живут в мире своих фантазий и игр. Для них рисовать, танцевать и играть в песке – абсолютно естественный процесс, не вызывающий скепсиса.
Психолог приводит в пример девочку шести лет, проблемы которой решать нужно было быстро и эффективно – родители должны были отдать ее в школу, что, на первый взгляд, казалось почти невозможным. Девочка не шла на контакт с незнакомыми людьми, отказывалась общаться со сверстниками, а вместе с этим не могла побороть в себе страхи – панически боялась собак и темноты. Программа работы с психологом состояла из двух этапов: сначала избавлялись от страхов, а потом пытались понять, почему отпустить мамину руку и сделать шаги навстречу другим людям стало непреодолимой сложностью. Психолог предложила девочке нарисовать пугающие ее моменты в жизни, например собак. В итоге нарисованные собаки оказались не такими страшными, потому что вот же они – на листе, всегда меньше даже самой маленькой девочки и не кусаются! Работая с психологом над созданием своей собственной сказки, девочка обнаружила, что описанные в ней дети и взрослые, все как один, улыбаются главной героине и не намерены причинить ей зло. Такие простые, на первый взгляд, методики позволили ребенку полностью преодолеть все проблемы, мешавшие ей успешно начать учебу в школе и общение со сверстниками.
Арт-терапия и зависимости
Избавиться от зависимости человек должен захотеть только сам. Важно самому, однажды приняв решение бросить курить, не свернуть с намеченного маршрута. Психолог в такой гонке за освобождением должен понять, что именно человек замещает в своей жизни пристрастием к алкоголю, шопингу, интернету, курению? Возможно, хватаясь за сигарету, он пытается избавиться от волнения или на бессознательном уровне забыть о какой-то более глубокой проблеме? Или «предлагая прикурить» красивой девушке, он изобрел единственный возможный вариант знакомства с противоположным полом? Или подросток начинает курить, потому что отчаянно ищет уважения в компании, но не получает его? В любом случае нужно понять, что он замещает в своей жизни и как восполнить этот баланс между желаемым и действительным. Применяя различные методики арт-терапии, клиент вместе с психологом эффективно справляется и с этими задачами.
Терапией искусством можно заниматься индивидуально с психологом или в группе, семьей, парой, и решать самые разные проблемы, от простой усталости из-за быстроты жизни до сложных внутренних проблем и «травм детства».
Вразрез с общими представлениями об арт-терапии оказывается, что смысл такого процесса заключается вовсе и не в создании чего-то своими руками. Для этого есть художественные школы и студии танца и мастер-классы. Арт-терапия – очень эффективный и серьезный процесс анализа и понимания себя. Главная ее цель – вытащить на свет то, что крепко сидело внутри и мешало жить. Естественным на таких сеансах становится сосредоточиться на себе и что-то понять. Но как говорит психолог: «Если мы научились в детстве ходить – это же не значит, что мы никогда не будем падать».
Так и с проблемами: если мы решили одну, это вовсе не значит, что не появятся другие. Просто нужно не бояться встретиться с ними лицом к лицу, а потом попрощаться навсегда.
Дарья Гнездилова, для «Фонтанки.ру»