Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Власть Со своим уставом в Крым ходят

Со своим уставом в Крым ходят

509

Переход на российское законодательство обещает 2,2 миллионам жителей полуострова Крым трудности. Коррупционеров пугают Александром Бастрыкиным, владельцев мини-гостиниц и квартир стращают словосочетанием «налоговый агент», а на каждого торговца найдется Роспотребнадзор и Госпожнадзор. Местным журналистам предстоит познакомиться с Роскомнадзором, который объяснит, что такое персональные данные и экстремизм. «Фонтанка» изучила ближайшие перспективы крымчан.

Не понаехали, но телефоны оборвали

Крым еще не отошел толком от эйфории после референдума и договора о вступлении республики в Россию, а сотовые и стационарные телефоны нотариусов и юристов оборвали бизнесмены из Петербурга и Москвы с вопросами о сделках с недвижимостью и земельными участками.

«Звонят с предметными предложениями – помочь в регистрации права собственности на имущество. Но мы ничем помочь не можем. Все сделки заморозили, пока в Крыму нет государственного реестра РФ», – ответил «Фонтанке» специалист из Севастополя.

Прозорливые российские инвесторы жаждут земель, домов, квартир. Но тамошние собственники, говорят, тоже лыком не шиты. Цены уже взлетели, а на ЮБК (Южный берег Крыма. – Ред.) и в столичном Симферополе они приближаются к московским. За апартаменты стандартной площади в новостройках просят 20-25 миллионов рублей.

Пожалуй, одно из самых обиходных слов последние дни в крымском лексиконе – «дерибан». Означает оно передел ценностей и собственности. Но если раньше о дерибане говорили при смене украинских президентов, то теперь его направили в сторону российского бизнеса.

В переделе, кажется, никто не сомневается. В республике, по информации министра курортов и туризма Елены Юрченко, 825 коллективных баз размещения и 4,5 тысячи мини-отелей. Зимой, как пояснили «Фонтанке» местные, работают единицы санаториев. Развернуться российскому бизнесу есть где – и на действующих площадях, и на не освоенных землях.

Доходы плачут

От легализации туристической индустрии, в первую очередь, пострадает коренное население, 90 процентов которого, поговаривают, живет за счет приезжих: сдачей жилья и торговлей, и своей теневой деятельностью делает доход крымской казны плачевным. Абсолютное большинство, по наблюдениям туристов, работает втемную, без налоговых выплат и постановки на учет.

«На конец прошлого года в районе Симферополя с населением 100 тысяч человек чиновникам договоры найма предоставили всего шесть владельцев квартир, – привела «Фонтанке» пример крымский адвокат Александра Никитина. – Это, конечно, фантастическая цифра. С вступлением в Россию нашим жителям придется выйти из тени. А это, в первую очередь, обязательство налоговых выплат и потеря заработка. Такого дешевого жилья в Крыму уже не будет».

«Дикому» отдыху на полуострове пришел конец. Даже мини-отели сейчас, в основном, работают без кассовых аппаратов, занижая перед государством выручку, и без так называемой «категоризации» – ранжированию по уровню предоставляемых услуг. На прозрачную отчетность и аттестацию по российским требованиям их рано или поздно переведут. В этом заинтересованы российские туроператоры, которые, по данным Российского союза туриндустрии, заметно активизировались. На сезон готовят пакетные предложения – с перелетом, проживанием, питанием.

На помощь туроператорам, предполагается, придет государство. Сегодня в Москве проходит совместное совещание Минкульта, Ростуризма и крымской делегации. В том числе, обсуждают снижение стоимости «официального» отдыха, чтобы он был конкурентоспособным с «диким».

«Главная трудность – дорога, – уточнила «Фонтанке» директор Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии Екатерина Шадская. – Железнодорожное сообщение небезопасно, а авиаперелеты излишне дороги».

О необходимости легализации курортного отдыха Кремлю наверняка скажут статистические данные. По отчету Госсовета Республики Крым, в 2013 году на полуостров приехали 5,9 миллионов туристов. Поступления от них составили 11,7 миллиона гривен или 44,5 миллионов рублей. То есть один приезжий принес казне 7,5 рубля. Для сравнения, Петербург в прошлом году принял 6,2 миллиона человек. Считается, что туристы приносят десятую часть бюджета города, то есть в 2013 году они пополнили казну на 39 миллиардов рублей – по 6,3 тыс рублей каждый.

Еще одна опасность для курортного Крыма – превращение в аналог черноморского побережья РФ с массовым заездом жителей Северо-Кавказского региона и постепенным вытеснением местного населения с рынка услуг.

«Крым, считаю, должен сохранить самобытность, – сказала Екатерина Шадская. – Иначе туристам будет неинтересно».

Собеседники «Фонтанки» на полуострове сошлись во мнении:

«Главное, чтобы человек был законопослушный. Неважно, какой он внешности и крови. Мы верим, что Россия даст рабочие места, и приезжим хватит мест для официального трудоустройства. Ну а если со своим уставом – извините. Мы себе цену знаем, будьте покойны».

Начальникам надо быть настороже

Знакомство с законодательством России откроет крымчанам немало нового. Так, местному населению отныне запретили флиртовать на работе под страхом уголовного преследования и реального лишения свободы. 154-я статья Уголовного кодексе Украины предусматривала ответственность за понуждение к вступлению в половую связь лица, от которого потерпевший зависим материально либо по службе, и грозила полугодом ареста.

Отечественный УК встает на сторону рядового работника статьей 133 «Понуждения к действиям сексуального характера», распространяющей на начальника ответственность не только за настойчивые предложения половой связи, но и малейшие формы флирта. За них, предупреждаем мы похотливых крымчан-шефов, могут посадить на год. Правда, справедливости ради, отметим, что пре

С вступлением в Россию полуостров наконец-то познакомится со словом «взятка». В украинском законодательстве нет такого термина. Наши соседи с лексической точки зрения гораздо дипломатичнее относятся к слабостям чиновников, называя мзду «принятием предложения, обещания или получения неправомерной выгоды». И санкции мягче. За особо крупный размер у нас сажают на 15 лет, на Украине – на 12. Штрафуют там максимум на эквивалент 4,6 миллиона рублей, а в России могут и полмиллиарда запросить.

В украинском Крыму даже особо тяжкие преступления расследовала милиция. В российском все будет по-другому. Поэтому имя Александра Бастрыкина на слуху. С ним даже связывают определенные надежды.

«Взяточников у нас много. Выявленных – кроха, – поделился с «Фонтанкой» керченский адвокат. – Мы надеемся, что с приходом СК их станет меньше».

Правда, мы услышали и менее воодушевленные мнения. Скепсис насчет эффективности российского Следкома на территории Крыма связывают именно с разницей законодательств. Местная милиция привыкла к тому, что она расследует коррупцию, преступления против детей, налоговые злодейства, мошенничества. Отныне самые интересные и перспективные с точки зрения выделиться и продвинуться по службе забирают следователи СК, а милицию-полицию делают своеобразным придатком, отдавая не резонансные дела и оставляя полномочия по проведению оперативно-разыскных мероприятий.

Без шествий и футболок от Милонова

Жителям Крыма надо отвыкать от многих послаблений прежнего законодательства. За стрельбу из огнестрельного оружия в населенных пунктах, например, полагалась административная ответственность со штрафом в эквиваленте 25 тысяч рублей. В границах РФ – уголовная статья и в лучшем случае условный срок, с биографическим пятном в виде судимости.

Отныне под запретом собрания и митинги. По сути, массовые ура-шествия с российскими флагами стали последними, проведенными по прежним правилам. Теперь митинги, собрания, демонстрации без одобрения власти обещают организаторам обязательные работы или до миллиона рублей штрафа.

Федерация познакомит крымчан с понятием «экстремизм», о чем на полуострове раньше не слышали. Наш УК имеет в виду половую, расовую, религиозную, национальную, языковую дискриминацию и обещает реальные сроки. Рекомендуем жителям полуострова изучить федеральный список экстремистских материалов, в который вошел даже известный благодаря футболке Виталия Милонова лозунг из союза «или» и двух слов, обозначающих одну из ветвей христианства и антоним жизни.

А крымских журналистов, судя по содержанию сетевых ресурсов, пока не ознакомили с полномочиями и целями Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), правомочной прекращать деятельность СМИ в досудебном порядке. В противном случае они бы уже сменили обличительную риторику с использованием слов «оккупация», «пытки», «провокации» на юридически более выверенную. Кроме того, с 9 мая в России вступят в силу поправки в УК и КоАП об ответственности за призывы к нарушению территориальной целостности страны, и вслух высказанные мысли об украинской принадлежности Крыма могут истолковать не так, как бы хотелось авторам.

Затишье

Впрочем, пока в Крыму тихо – без рейдов, облав, «кошмара». «Пару недель нам дали команду «стоп», – говорит адвокат Александра Никитина. – Суды приостановили рассмотрение дел и избрание мер пресечения. Слышала, они не знают, как им поступать, так как никто еще не приезжал и не объяснял, каким же законодательством пользоваться. Приставы не работают. Заседания переносят. По украинском законодательству через 72 часа после задержания надо предъявлять обвинение подозреваемому. Но их оставляют в изоляторах на свой риск, потому что нет норм, прокуроров, разъяснений».

Говорят, многие адвокатские конторы взяли на заметку это безвременье и набирают клиентов среди сидельцев с прицелом на Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ. – Ред.). По практике, нарушение права на судопроизводство в разумный срок – один из ключевых аргументов ЕСПЧ для удовлетворения жалоб и присуждения внушительных компенсаций в десятки и сотни тысяч евро. И несмотря на то, что крымчан обвиняют в преступлениях по украинскому законодательству, суды работают уже под российской юрисдикцией. Не исключен поток исков к Российской Федерации, и в случае их удовлетворения именно наш бюджет будет раскошеливаться.

Туристическую отрасль тоже ждет массовых проверок. Во-первых, держатели отелей и магазинов шаговой доступности штудируют новую для них статью 199.1 УК РФ «Неисполнение обязанностей налогового агента». В Крыму массово пользовались особенностями налогового законодательства, позволяющего не оформлять юрлицо, а услуги предоставлять. Физлицам Украина разрешает даже продавать без кассового аппарата подакцизные пиво, столовые вина и ГСМ в малых объемах.

Вряд ли местный бизнес найдет общий язык с самыми, пожалуй, неоднозначными по части проверок Роспотребнадзором и Госпожнадзором, который на Украине входит в состав МВД, а не МЧС. Сомнительно, что предстоящий туристический сезон чиновники этих ведомств пропустят. Официально уже объявили проверку почти 600 пляжей Крыма, а за ними наверняка потянутся рейды по гостиницам.

На ресепшн ялтинского санатория терпеливо выслушали тревоги «Фонтанки». Администратор с волшебно-мягким акцентом отреагировала: «Красные пришли или белые – нам все равно, потому что дерибан на Украине начинается с каждой сменой власти. Лишь бы не стреляли».

Александр Ермаков,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях