Новая политика Банка России вынудила кредитные организации серьезнее относиться к интересам потребителей и выбору партнеров. Так, сразу несколько известных достаточно агрессивной политикой банков отказались от сотрудничества с торговцами ионизаторами. А вот отвечать за автосалоны, уклоняющиеся от исполнения обязательств перед покупателями, кредитные организации по-прежнему не хотят.
В конце минувшего года несколько банков (в том числе Мастер-банк) были лишены лицензии не из-за плохого финансового состояния, а ввиду «вовлеченности в проведение сомнительных операций». Такая политика стимулировала финансистов внимательнее относиться к своей репутации и предупреждать ненужные жалобы, в том числе от недовольных потребителей.
До сих пор банки отстранялись от участия в спорах между заемщиком и компаниями, продающими товары в кредит или выполняющими иные работы. Например, ни одна выдающая ипотеку кредитная организация не брала ответственность за надежность застройщика, даже если он был ей аккредитован, – в итоге многие дольщики оставались и без жилья, и обремененные долгами перед банком. Схожая ситуация складывалась и на других рынках – продажи некачественных товаров, задержки в поставке оплаченных автомобилей и так далее.
Опасные ионизаторы
В минувшем году распространение получила схема торговли ионизаторами – «чудо-приборами», якобы улучшающими качество текущей из-под крана воды. Например, используя нелегальные базы данных, сотрудники «Нано Платинум» обзванивали одиноко живущих пенсионеров и под видом бесплатного тестирования воды проникали в их квартиры. «Доказав» необходимость покупки ионизатора по завышенной в несколько раз цене, агенты таких компаний вынуждали подписать договор на получение кредита. Вернуть товар опомнившимся потерпевшим или их родственникам уже не удается. Сейчас в Санкт-Петербурге такую деятельность ведет около полутора десятков фирм (в том числе ООО «Нано Групп», созданное вместо погрязшей в скандалах и судебных делах фирмы «Нано Платинум»). Зафиксированы случаи и чистого криминала – пожилых людей одурманивают и увозят на машине в офис, после чего они уже не помнят, сколько договоров подписывали.
Обязательным условием реализации такой схемы является банк – пенсионеры редко держат дома суммы более ста тысяч рублей. Продавцы ионизаторов сотрудничали с банками «Хоум Кредит» «Ренессанс Кредит», ОТП-банком, Лето банком (дочерняя структура ВТБ24) и другими. Многочисленные сигналы вынудили вмешаться в ситуацию финансового омбудсмена – депутата Госдумы Павла Медведева. «Разумеется, сотрудники кредитных подразделений банков должны искать пути для успешного ведения бизнеса и получения прибыли. Однако при этом стоит учитывать, что вовлечение кредитных организаций в сомнительные схемы продаж наносит серьезный ущерб репутации отдельного банка, а также всему банковскому сообществу», – предупреждает Павел Медведев.
По мнению президента Ассоциации банков Северо-Запада (АБСЗ) Владимира Джиковича, по закону банки не должны контролировать легитимную деятельность своих партнеров: «В то же время, если кредитная организация заботится о своей репутации, то ей не стоит сотрудничать с фирмами, деятельность которых вызывает сомнение. Репутационные риски для банков весомее возможного дохода».
Мухи и котлеты
По данным «Фонтанки», сразу несколько банков отказалось от сотрудничества с продавцами ионизаторов. «Мы обеспокоены участившимися жалобами клиентов на партнеров, – говорит Дмитрий Блинов, начальник управления развития новых отраслевых сегментов банка «Хоум Кредит». – На данном рынке присутствуют различные игроки, в том числе, те, кто использует агрессивные технологии (продать любой ценой). В связи с этим, мы постепенно отказываемся от сотрудничества с партнерами, на которых банк получил жалобы».
В то же время в банке убеждены, что прямые продажи – это существенная часть рынка, и не все его участники являются недобросовестными. «В текущих условиях наша задача – работать только с качественными партнерами, которые действительно приносят пользу клиентам. Уже сегодня мы контролируем работу партнеров, анализируя их деятельность с точки зрения финансов, процессов, деловой репутации, а также количества жалоб от клиентов», – констатирует Дмитрий Блинов.
Некоторым потерпевшим от ионизационной аферы удалось даже отказаться от подписанных обманным путем кредитных договоров. Ведь сотрудничающие с банками торговые организации получают причитающиеся за проданные в кредит товары деньги с небольшой задержкой, а потому те, кто сразу же обратился в банк и в полицию, успели заблокировать перевод соответствующих сумм. «В данный момент мы работаем над созданием технической возможности более позднего перевода денежных средств партнерам для того, чтобы у клиентов было два-три дня для решения вопроса, возврата товара и аннулирования кредитного договора», – поясняет Дмитрий Блинов.
Бессрочные автомобили
Не менее сложная ситуация возникает с автодилерами, многие из которых сочли за норму задержку поставки оплаченного автомобиля на несколько месяцев. Например, только к «РРТ-Моторс» предъявлено уже полторы тысячи исков, а самой компании уже https://www.fontanka.ru/2014/01/17/938/ пригрозили банкротством. Среди пострадавших много и взявших автокредит, а потому вынужденных фактически «спонсировать» дилера. Более того, почти все банки требуют с заемщика сдать в установленный срок ПТС и предусматривают штраф за неисполнение этого условия, а с пониманием к потерпевшим клиентам относятся далеко не все финансисты.
Контролировать деятельность автодилеров банки не планируют. «Мы никогда не отказывались от сотрудничества с автосалонами, даже с теми из них, кто постоянно допускал задержки с поставками автомобилей, – признался журналисту «Фонтанки» Даниил Макаршин, директор центра автокредитования ВТБ24 в Санкт-Петербурге. – И не собираемся этого делать, понимая специфику их бизнеса. Договоры банков с автосалонами не включают в себя сроков передачи автомобиля клиенту. Рассчитывать на отмену процентов за период задержки поставки клиент не может, так как ситуация произошла не по вине банка, который своевременно исполнил свои обязательства и выдал кредит», – убеждены в ВТБ24.
Владимир Джикович также считает, что банк не должен отвечать за исполнение обязательств автодилера или иного партнера. «Однако я полагаю, что если бы кредитная организация располагала информацией о многократном нарушении дилером сроков передачи автомобилей или иных существенных нарушений прав потребителей, то вряд ли бы стала с ним сотрудничать», – говорит глава АБСЗ.
В то же время, по словам Даниила Макаршина, нарушавшие свои обязательства салоны и проводимые с ним сделки всегда стояли на особом контроле, а заемщики извещались о возможных дополнительных издержках. Более того, ряд потерпевших от того же «РРТ-Моторс» смогли «выбить» свой автомобиль исключительно благодаря активности банка. «Безусловно, мы вмешиваемся в ситуацию и стараемся повлиять на своего партнера, чтобы тот максимально быстро передал автомобиль клиенту», – утверждает Даниил Макаршин.
Честным быть выгодно
Ужесточить контроль за своими клиентами банкиров вынудила новая политика ЦБ по вопросам сомнительных операций. «При возникновении каких-либо сомнений банк обязан приостановить перевод средств со счетов корпоративного клиента, – говорит Александр Тимофеев, советник управляющего петербургским филиалом ОАО КБ «РусьРегионБанк». – В случае получения банком жалоб на ее клиента – торговую организацию, он должен провести углубленный анализ ее деятельности – промедление может негативно сказаться на репутации кредитной организации. В офис клиента выезжают сотрудники службы безопасности, выясняется, чем именно занимается фирма, имеются ли необходимые разрешительные документы, осуществляется примерная оценка численности персонала, анализируются платежи, запрашиваются балансы и так далее. Также изучается судебная практика в отношении компании, ищутся объявления о вакансиях и отзывы работников (в том числе бывших). Банк при определенных условиях не только вправе отказаться обслуживать клиента, но и обязан это сделать».
А вот по словам Владимира Джиковича, сомнительными признают только операции, связанные с отмыванием нелегальных доходов и финансированием терроризма. «Кредитование торговли ионизаторами или иных похожих на мошенничество проектов сомнительной операцией, с точки зрения закона, не является», – поясняет Владимир Джикович.
Многие опрошенные банкиры неофициально признают, что активность ЦБ стимулирует не просто формально соблюдать права потребителя, но и уважать его права. Ведь любые жалобы в спорной ситуации могут склонить чашу весов не в пользу кредитной организации.
Павел Нетупский,
«Фонтанка.ру»