Со вторника, 5 ноября, вступают в силу новые правила сдачи экзаменов на получение водительских удостоверений. Появление 16 категорий прав вместо существующих пяти - это самое малое изменение, которое ждёт так называемых кандидатов в водители. Жизнь им усложняют кардинально. Покупка прав становится практически невозможной. Инспекторам ГИБДД тоже придётся трудно: на экзаменах будет вестись видеозапись, которая позволит оспаривать результат. В будущем, обещают эксперты, система сдачи теории на компьютере будет построена так, чтобы исключить провал из-за нечаянно нажатой кнопки.
Новые правила подготовки водителей определяет проект постановления правительства "О допуске к управлению транспортными средствами". У этого документа интересная биография. Те, кто вовремя увидел его на сайте, где выкладываются проекты законов для общественного обсуждения, заметили странную деталь: обсуждение продолжалось меньше суток. В 6 вечера 26 августа он был выложен для обозрения, а в 10 утра возможность что-нибудь предлагать закрыли. В "Сводке предложений, поступивших в рамках общественного обсуждения", значилась одна строчка: "Предложений не поступало".
Интернет-комментаторам оставалось только ругать проект на форумах: "Подрубает подготовку водителей в стране на корню", "большинству автошкол готовят смерть", "потенциальным водителям - непомерную стоимость обучения".
Скутер - тоже транспорт
Теперь у нас будут выдавать права 16 категорий: A и A1, B и B1, C и C1, D и D1, а также BE, CE, C1E, DE, D1E, Tm, Tb и M. "Сдвоенные" - это машина плюс прицеп. Tm и Tb - трамваи и троллейбусы.
- Ничего сложного здесь нет, - объясняет президент Межрегиональной ассоциации автошкол (МААШ) Татьяна Шутолева. - Сейчас есть 5 категорий. А подкатегории - это более лёгкое, меньшее по размеру, объёму, количеству посадочных мест транспортное средство. Если, например, С - это все грузовики больше трёх с половиной тонн, то С1 - грузовики от трёх с половиной до семи с половиной тонн, то есть маленькие. D - автобусы, а D1 - маленькие автобусы, от 8 до 16 мест.
Можно было бы предположить, что В1 - это микролитражки или, наоборот, джипы: раньше звучали предложения давать отдельные допуски на управление легковушками особого калибра. Но в постановлении это не нашло отражения. Поэтому В1 - это квадроциклы.
- Мы присоединились к Венской конвенции о дорожном движении, а в ней заложена общеевропейская категорийность, и тут никакие фантазии невозможны, - говорит Шутолева. - Это международный правовой акт, принятый во всей Европе.
Категория M - принципиально новая: вводятся права на управление мопедами и скутерами. Их можно будет получать с 16 лет, но только с письменного согласия родителей. Тем, у кого есть права любой другой категории, можно садиться на скутер без экзаменов.
Защита от дурака
Новые правила запрещают самообучение и экстернат, готовить водителей теперь смогут только лицензированные автошколы. Татьяна Шутолева полагает, что именно это требование и вызвало волну возмущения законопроектом.
- В последнее время появилось очень много псевдоавтошкол, - говорит президент ассоциации. - На сайтах у них написано - автошкола, на самом деле, пользуясь тем, что разрешена самоподготовка, они за 4-6 лекций давали возможность выйти на экзамен в ГИБДД. Стоило это, судя по их объявлениям, порядка 6 тысяч рублей. Были даже "автошколы", где учили за 1990 рублей. Теперь автошколы должны выдавать свидетельства о том, что принят внутренний экзамен, проставлены оценки. И таким "серым", "теневым" школам придётся либо получать лицензию и работать по правилам, либо уходить с рынка.
Экзамен становится многоступенчатым. Сначала кандидат в водители сдаёт теорию и вождение на площадке, потом получает допуск к учебной езде в реальных дорожных условиях и только после этого экзаменуется в уличном потоке. Всё это нужно проделать дважды - в школе, а после получения свидетельства - в ГИБДД.
Постановление разрешает школам, у которых есть оборудованная площадка, для сдачи в ГАИ не направлять учеников туда, а приглашать инспектора к себе.
- Такая норма много лет работала, но она не была закреплена в нормативных документах, - говорит Татьяна Шутолева. - Те школы, где есть классы с компьютерами и своя площадка, могут приглашать инспектора на экзамен. Клиентам таких школ будет очень удобно: учиться и сдавать экзамен можно будет на одной и той же территории.
Ещё проще будет выпускникам школ с инновационным оборудованием - так называемыми автодромами: там, уверяет президент ассоциации, школьный и "гаишный" экзамены пойдут "в одном флаконе".
- Есть школы, где установлены автоматизированные системы контроля, - объясняет она. - Компьютеры фиксируют все ошибки и баллы, позволяя сдавать экзамен без участия экзаменатора. Полностью исключён человеческий фактор. Постановление правительства позволяет на таких автодромах сразу зачитывать и экзамен в ГИБДД, потому что во время сдачи инспектор не сидит в машине, а стоит у экрана монитора, а система по датчикам всё считывает и автоматически распечатывает протокол. К сожалению, таких школ пока мало, около тридцати.
На одно нововведение эксперт особенно обращает внимание: во время экзаменов будет вестись видеозапись.
- Все экзаменационные транспортные средства будут оснащены камерами аудио- и видеофиксации, - рассказывает она. - Запись можно использовать, если кандидат хочет оспорить результат экзамена. Раньше такая возможность существовала только теоретически, потому что записи никто не вёл.
Вслед за постановлением, добавляет Татьяна Шутолева, выйдет методика сдачи экзамена, и об одном новшестве, которое там появится, уже известно: оно должно будет исключить фактор случайного нажатия на компьютерную клавишу.
- Как и сейчас, в ответах на 20 вопросов можно будет сделать 2 ошибки, - рассказывает она. - Но на каждую ошибку будут добавлены 5 дополнительных вопросов по той теме, с которой она связана. Если человек ответит на эти вопросы правильно, ошибка аннулируется.
Пересдавать заваленный экзамен можно будет трижды с интервалом в неделю, в четвёртый раз - через месяц. Документ об успешной сдаче теории сохранит актуальность в течение года.
Новые правила разрешают будущему водителю сдавать экзамен как на школьной машине, так и на собственной. Последняя может быть оборудована автоматической коробкой передач. Только тогда ГАИ поставит в правах специальную отметку, и с таким документом на механику уже не пересядешь.
Для иностранцев, получивших вид на жительство в России, сохраняется возможность ездить с заграничными правами в течение 60 дней, потом документ нужно будет обменять на российский. Со сдачей экзамена на знание наших ПДД.
Водителей можно успокоить тем, что закон усложняет жизнь не только им. Экзаменатор, по новым правилам, обязан быть сотрудником ГИБДД с высшим образованием и спецподготовкой по программам МВД, не моложе 25 лет, с правами той категории, по которой принимает экзамен, и водительским стажем не меньше 5 лет.
- До сих пор в ГИБДД просто назначался какой-то сотрудник на должность экзаменатора, - объясняет Татьяна Шутолева. - Теперь он должен пройти специальное обучение, у него должны быть достаточные образование и водительский стаж. Это очень положительный момент. Экзаменатор должен быть квалифицированным специалистом, уметь разобраться в ситуации, быть психологом и педагогом одновременно.
Без программы
У всех этих прекрасных правил есть один неприятный момент: 5 ноября, повторим, они начинают действовать, а программ, по которым будут обучать водителей будущего, и методик, по которым у них станут принимать усовершенствованный экзамен, не существует. Эти два документа должны быть разработаны в течение 60 дней, первый - Министерством образования, второй - Госавтоинспекцией. И хотя проект постановления впервые появился ещё в мае, а опубликован был в августе, два месяца, видимо, придётся отсчитывать с ноября.
Татьяна Шутолева видит тут проблему только для скутеристов: с 5 ноября без прав им уже нельзя ездить, а выдать им эти права, даже просто начать их учить, - ещё невозможно.
- Конечно, нельзя будет принимать экзамены на категорию М, потому что школы пока не могут подготовить водителей, - признаёт Шутолева. - Но в том, что касается остальных категорий, проблем нет. В этот переходный период, 60 дней, будут действовать существующие правила. Учить мы будем по существующим программам, принимать экзамены - по существующим методикам.
По её убеждению, нововведения не должны отразиться на стоимости курса в автошколах. Разве что в тех, что готовы были "учить" за 1990 рублей.
- Стоимость зависит от количества часов обучения, - объясняет она. - Новые программы будут по продолжительности примерно такими же, как существующие. Отличаться они будут по качеству, по предметам.
Какие предметы какого качества появятся в программах - неизвестно. Ассоциация автошкол участвует в работе, выдвигая свои предложения, и её президент может говорить только об этих идеях. И надеяться, что Минобр прислушается к автошколам.
- Главное наше предложение - модульная концепция программ обучения, - рассказывает Шутолева. - Нужно исключить повтор одних и тех же предметов при обучении на разные категории. Есть теоретическая база, которая нужна всем. Это правила дорожного движения, основы безопасного управления, психология - новый предмет, который мы сейчас вводим в программы. Туда же входит и этика водителей, и разбор конфликтных ситуаций, и выход из них. Отдельно будем пытаться рассмотреть терминологию "агрессивное вождение". Плюс - первая помощь. Это - предметы, которые изучаются при всех категориях. Надо, чтобы водитель освоил их один раз. Но потом он должен брать только то, что нужно для его категории: курсы должны различаться в том, что касается вождения. И, конечно, устройство транспортного средства: любой водитель должен понимать, какое у него давление масла, какие контрольные лампы, может ли он на этой машине двигаться с места.
Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"