Завод Nokian Tyres во Всеволожском районе Ленинградской области в этом году отмечает 8-летие. С 2005 года в предприятие было инвестировано 750 миллионов евро. Сейчас оно производит за год 14 миллионов шин. В планах компании – до конца нынешнего года запустить тринадцатую производственную линию и увеличить выпуск шин до 15 миллионов, а к концу 2014 года – до 17 миллионов шин. Строить новый завод в России не планируется; пока концерн прорабатывает идею открытия завода в Сербии.
Всеволожский Nokian Tyres выпускает шины только для легковых автомобилей и внедорожников. «К этой зиме мы создали три новинки, все они были разработаны на полигонах за границей, там созданы все условия для разработки и тестирования продукции. Однако на заводе во Всеволожске инженерно-тестовый центр также присутствует. Какие-то тесты шин проводятся в Ленобласти», – рассказал президент Nokian Tyres Ким Гран.
– Шины какого завода Nokian Tyres – российского или финского – лучше?
Отвечая на этот традиционный вопрос, директор по производству и техническому обеспечению Александр Уставщиков сказал, что никакой разницы между ними нет. «Контракты, рецептура, технологии, оборудование, поставщики – одни. Мы производим 1400 видов продукции, и просто невозможно распределять и подписывать по каждому виду отдельные контракты», – отметил директор.
– Почему россияне отправляются за шинами в Финляндию?
«Если человек ставит целью сэкономить, а возврат НДС составит 20%, тогда это выгодно, – говорит генеральный директор ООО «Нокиэн Тайерс» Андрей Пантюхов, – но ведь расходы на транспорт и амортизацию автомобиля необходимо учитывать. Доля таких людей невысока, в то время как наше предприятие занимает по продажам 25% рынка».
– Как обстоят дела с продажами?
После кризиса 2008 года к 2012 году продажи завода выросли на 50%. Однако «экономический рост в Европе и России в 2013 году замедлился, и у нас замедлился рост продаж», – посетовал Ким Гран, но добавил, что намеченные планы по удвоению объемов продаж за пятилетку никто не отменял. Продажи шин напрямую зависят от роста спроса на автомобили, а в сентябре наблюдалось падение на 5% (не учитывая показатели «АвтоВАЗа»). В 2012 году объем продаж шин в РФ составил 560 миллионов евро, в первом полугодии 2013 года – около 340 миллионов евро. В настоящее время парк автомобилей в России насчитывает 38 миллионов штук, ежегодно в России продается около 3 миллионов новых машин, а парк в целом прирастает на 1 миллион автомобилей в год. По прогнозам компании, к 2018 году производство автомобилей в России вырастет до 4 миллионов в год, и соответственно увеличатся и продажи шин.
Половина производимых на всеволожском заводе шин отправляется на экспорт в 43 страны мира, в том числе в Европу и Северную Америку. В России и Центральной Европе продается по 5 - 6 миллионов шин в год, в странах Скандинавии из 10 миллионов всех продаваемых за год покрышек около трети приходится на долю Nokian Tyres. США и Канада приобретает около 1 миллиона шин, остальные рынки – азиатские.
– Как работает завод?
В 2004 году, когда было принято решение о строительстве завода в Ленобласти, местные власти не препятствовали такому решению, вспоминает президент концерна Ким Гран. И спустя год предприятие уже было построено, хотя даже в Европе за год такие стройки с нуля осуществить почти невозможно. Кстати, Гран подчеркнул, что Nokian присутствует в России не последние 8 лет, а уже более 100 лет: в 1897 году в Петербурге была продана первая партия резиновых калош.
Говоря о менталитете Nokian, Гран рассказал, что, как и в любой иностранной компании, на всеволожском заводе финская корпоративная культура. «В Финляндии принята горизонтальная иерархическая структура, в России и Германии – вертикальная. И за первый год работы завода мы не смогли переучить персонал, теперь это делаем постепенно. У российских работников положительными чертами характера я бы назвал потрясающую целеустремленность и выполнение обещаний», – делится Гран.
Что касается отношения самих финнов к предприятию, которое инвестирует в экономику соседней страны, Ким Гран прокомментировал: «Концерн котируется на бирже, и основная наша задача – приносить доход акционерам. Это бизнес, никаких сантиментов. Мы не ушли из Финляндии. Все наши знания, технологии приходят из Суоми. Финны довольны, что мы продолжаем инвестировать в развитие технологий и производственных процессов в стране».
Вместе с тем, уверен президент, заводом не может управлять финн из Финляндии. «На это способна только русская команда. Распространенный миф среднестатистического финна о том, что все россияне – мошенники, в корне неверен. На заводе работает более 1200 русскоговорящих сотрудников. Найти умный и честный персонал не проблема. Проблема не в русском характере, а в предрассудках в финских головах. В бизнесе в России нет трудностей с поиском кадров, есть другие: бюрократия, несовершенная правовая система и другие, вы сами знаете», – говорит Гран.
«В нашем опыте было много ошибок, которые свойственно совершать финским компаниям, приходящим на российский рынок. Например, традиционная ошибка – создание совместных российско-финских предприятий. Однажды я напишу мемуары о работе в России, – пообещал Ким Гран, и журналисты оживились. – Но не все секреты расскажу: инвесторы не поймут», – тут же поправился финн.