Примерно 35 процентов жалоб, поданных налогоплательщиков на решения и действия инспекций, удовлетворяются самим фискальным ведомством. Об этом журналистам рассказала руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу Валентина Корязина.
Принятый в начале июля закон завершил построение унифицированной системы досудебного разрешения налоговых споров. Он предусматривает, что перед обращением в арбитраж компания или иной налогоплательщик обязан будет подать жалобу в вышестоящий налоговый орган. В течение месяца специальная комиссия должна дать оценку действиям коллег и вынести мотивированное решение. При этом до окончания рассмотрения спора взыскание налогов, штрафов и иных санкций приостанавливается.
В настоящее время в обязательном досудебном порядке должны рассматриваться только жалобы на решения инспекций, принятых по результатам выездных проверок, а иные действия налоговиков могут быть оспорены по желанию самих компаний. По словам Валентины Корязиной в первом полугодии УФНС удовлетворила 75 из 458 таких петиций (35 процентов). Также в той или иной мере признается обоснованными около половина возражений по актам проверки. «Эти цифры свидетельствуют об объективности и беспристрастности рассмотрения дел. Но также означают, что качество налоговых проверок остается неудовлетворительным», – заявила Валентина Корязина.
Новые правила рассмотрения налоговых споров будут действовать уже с 3 августа. В частности, в законе прописываются требования к жалобе (сейчас некоторые налогоплательщики даже не мотивируют свои претензии к «мытарям»). Также компании и предприниматели могут представить новые, не исследованные инспекторами документы, но обязаны объяснить причину такой задержки. По мнению Валентины Корязиной эти требования должны дисциплинировать налогоплательщиков, хотя в любом случае все представленные материалы будут оцениваться.
В полном объеме процедура начнет работать с 2014 года. Также сейчас рассматривается вопрос о публикации принятых «налоговым арбитражем» решений.
Напомним, что Федеральная налоговая служба – первое и пока единственное ведомство, внедрившее досудебную процедуры урегулирования споров. Она позволяет снизить нагрузку на служителей Фемиды, в том числе исключить рассмотрение формальных или малозначительных дел, а также освободить самих налогоплательщиков от необходимости обращаться в судебные инстанции. Хотя по данным Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области объем дел об оспаривании решений налоговиков в первом полугодии снизился всего на 8 процентов. Более чем в половине случаев служители Фемиды признавали действия «мытарей» незаконными.