Депутаты Государственной думы вот-вот уйдут в пленарный отпуск. В последние дни им придется пройти через шумное обсуждение законопроекта о реформе РАН. Впрочем, к скандалам им не привыкать — за последний год Госдума запомнилась сразу несколькими спорными инициативами, которые стали питательной темой для критики. Примечательно, что в основном это были различные запреты — на усыновление, на курение или владение иностранными счетами. «Фонтанка» подвела итоги деятельности сессии-2012/2013.
Раскачалась Госдума под конец пленарного года: если в осеннюю сессию она приняла 150 законов, то в весеннюю законодатели успели одобрить 268 законопроектов. «Положительная» динамика налицо. Несложно посчитать, что таким образом Госдума ежемесячно принимает 44–45 законопроектов, а к последним дням набрала небывалые обороты — в июне приняли 68 инициатив, а в одну рабочую неделю июля депутаты уже поддержали 44 законопроекта. Всего в осенне-весенний период депутаты успели рассмотреть 1023 законопроекта.
Закон Димы Яковлева
Под конец прошлого года депутаты одобрили так называемый «Антимагнитский закон» - ответ на «Акт Магнитского», по которому ряду лиц, подозреваемых в причастности к смерти юриста Сергея Магнитского, запрещался въезд на территорию США. Закон вводил запрет на въезд в Российскую Федерацию лицам, «причастным к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, совершившим преступления в отношении граждан РФ, находящихся за рубежом, принявшим необоснованные решения, нарушившие права и законные интересы граждан и организаций». Второй мерой воздействия на американцев может быть арест финансовых или иных активов граждан США, которым запрещён въезд в РФ и запрет на любые сделки с собственностью и инвестициями этих граждан.
Примечательно, что закон принимался еще до опубликования «Списка Магнитского». США утвердило последний лишь в апреле этого года. В его открытой части — 18 имен. Россия спустя несколько дней опубликовала свой перечень из 18 фамилий - «список Гуантанамо». Российский список включает имена причастных, по мнению РФ, к легализации и применению пыток в спецтюрьме в Гуантанамо, а также причастных к нарушениям прав и свобод российских граждан за рубежом."На языке дипломатии это означает, что, не оставив недружественные действия со стороны США без ответа, мы тем не менее не заинтересованы в эскалации напряженности и нагнетании духа недоброжелательности в двусторонних отношениях", - заявил РИА Новости глава комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов.
Списки почти не заинтересовали широкую публику. Волна возмущения поднялась из-за поправки, которая запрещала американцам усыновлять российских сирот. Документ получил название «закон Димы Яковлева» по имени погибшего в Америке мальчика, которого отец оставил в закрытой машине на жаре. Или «закон подлецов». Общество оказалось расколото на два лагеря — консервативное большинство, которое выступает против иностранного усыновления, и либеральное меньшинство, заявляющее, что прежде всего — интересы ребенка, а потом государства.
Расколол законопроект и эшелоны власти. Против запрета выступили министр по делам открытого правительства Михаил Абызов, министр финансов Антон Силуанов, министр образования Дмитрий Ливанов, министр иностранных дел Сергей Лавров, вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец, уполномоченный по правам человека Владимир Лукин (назвав закон неграмотным и спрогнозировав, что он будет оспорен в Конституционном суде), председатель совета при президенте по правам человека Михаил Федотов и девять членов Общественной палаты.
Трагедией законопроект обернулся прежде всего для тех детей, которые успели познакомиться со своими усыновителями, но в отношении них не было вынесено решение суда об усыновлении. Таких в России больше пятисот. А В Петербурге 33 ребёнка готовились ехать в США. Из них один – с врождённой ВИЧ-инфекцией, двое – с тяжёлой умственной отсталостью, один – с туберкулёзом. С синдромом Дауна – шестеро. Впрочем, согласно письму Министерства образования, которое оно направило в адрес петербургского уполномоченного по правам ребенка Светланы Агапитовой, в этом есть и позитивная новость: теперь, когда усыновителей-американцев вычеркнут из базы данных, на этих детей снова смогут претендовать россияне.
Запрет ЛГБТ-пропаганды
Законопроектом мирового уровня можно считать запрет ЛГБТ-пропаганды. Мирового, потому что его принятие сопровождалось бурной дискуссией не только внутри страны, но и за ее пределами. В первоначальном виде законопроект был внесён в Госдуму в марте прошлого года парламентом Новосибирской области. Предполагалось, что в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) появится новая статья – "Пропаганда гомосексуализма среди несовершеннолетних". В окончательной редакции он затрагивает не только КоАП, но и закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". А сама пропаганда выражается "в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений".
Пропагандирующих граждан будут наказывать штрафами в 4 - 5 тысяч рублей. Для должностных лиц - пропагандистов штрафы составят 40 - 50 тысяч рублей, для юридических лиц - от 800 тысяч рублей до миллиона или суд приостановит их деятельность на 90 суток. За пропаганду посредством СМИ или Интернета можно нарваться на штраф до ста тысяч рублей штрафа для физических лиц, до двухсот – для должностных. Организациям грозит то же наказание, что и в первой части статьи. Иностранца или лицо без гражданства могут арестовать на 15 суток и потом выдворить из страны.
Пока информации о нарушителях нового закона не появилось — он вступил в силу с 1 июля. Но исходя из практики применения законодательства в России, можно предположить, что в итоге можно быть оштрафованным за самые неожиданные вещи. Конечно, авторы законопроекта и его основные лоббисты не раз заявляли, что законопроект не направлен против представителей ЛГБТ, а просто является средством защиты психики детей.
Для сравнения: принятые под конец прошлого сезона новые правила к регистрации НКО, которые ввели понятие «иностранный агент», стали настоящей «дубинкой» для общественных организаций. Так, в Петербурге на полмиллиона были оштрафованы две ЛГБТ-организации: «Выход» и фестиваль «Бок о Бок». А прокурорские проверки по факту соответствия законодательству потрепали нервы многим руководителям организации. Причем оказалось, что прокуратура готова признать политической практически любую деятельность — защиту прав меньшинств (АДЦ «Мемориал»), работу с избирателями (Ассоциация «Голос») или показ фильмов, как это было в случае с «Бок о Бок».
Законопроект о защите чувств верующих
Но не только запрет ЛГБТ-пропаганды нечеткостью и всеобъемлющими формулировками грозит СМИ и активистам проблемами с российской Фемидой. Подписанный также 30 июня законопроект о защите чувств верующих представляет не меньше неопределенности и обещает еще более печальные для нарушителей последствия. Он вводит уголовное наказание за «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих». В том числе в местах религиозного почитания, богослужения и проведения других религиозных обрядов - вводится наказание до трех лет лишения свободы. Также в виде наказания могут быть введены штрафы до 500 тысяч рублей, обязательные и исправительные работы.
Критики не раз обращали внимание на то, что в законе не прописано само понятие «оскорбление чувств верующих». «Ну, вот запретят девушке-мусульманке носить хиджаб в школе. Это разве не оскорбляет ее религиозные чувства и убеждения? Словом, с этим законом, как мне кажется, нахлебаемся, мало не покажется», - оценил законопроект журналист Владимир Познер. Другие же критики задаются вопросом: а высказывания атеистов не будут ли считаться оскорблением чувств верующих? А что делать с искусством, которое постоянно переосмысливает библейские сюжеты? И что важнее — право художника на творчество или религиозное чувство?
Запрет на мат в СМИ
Усилилось в этом году и давление на СМИ. 19 марта Госдума запретила средствам массовой информации использовать в своих материалах нецензурную лексику. Задача закона - прекращение трансляции табуированной лексики через СМИ и повышение внутренней культуры изданий, заявил журналистам вице-спикер Госдумы и по совместительству автор документа Сергей Железняк. СМИ, запрет проигнорировавшему, отныне грозит штраф — 200 тысяч рублей. Причем заплатить его придется и за использование скрытого мата, например за «запикивание» запрещенных слов. Журналисты ответили юмором: в апреле 2013 года СЖР, собравший акул пера на очередной съезд в Москве, сменил плакат на сцене. Во фразе «X-й съезд Союза журналистов России" - на второй день дефис и букву "й" заклеили. Как пояснил один из организаторов съезда, буквы заклеены потому, что "у некоторых делегатов стали возникать неправильные ассоциации". Интересно, что в этот день съезд посетил сам автор проекта закона.
С начала действия закона Роскомнадзор направил 75 обращений в адреса редакций сетевых СМИ в связи с выявлением нецензурной брани в комментариях и блогах, а также оштрафовал «Новую газету в Поволжье» и «Тульские новости» - за скрытый мат (вместо букв стояли «звездочки»).
У депутатов вообще в этой сессии не складывались отношения с четвертой властью. Массированная атака началась после выхода в середине марта статьи «Политическая проституция меняет пол» в номере «Московского комсомольца». В статье, в частности, идет речь о трех депутатах-единороссах — Екатерине Лаховой, Ирине Яровой, Ольге Баталиной, которые сменили несколько партий, прежде чем оказаться в «ЕР». Парламентарии вступились за честь женщин и потребовали извинений. Но не только. 15 апреля Сергей Железняк внес в нижнюю палату законопроект о запрете на размещение в СМИ объявлений об оказании сексуальных услуг — с такой рекламой в МК столкнулся парламентарий. Идея оказалась заразительной — спустя четыре дня поправки к закону предложил Олег Михеев. Он предложил считать злоупотреблением свободой массовой информации материалы, пропагандирующие порнографию, культ насилия и жестокости, эгоизм, социальный паразитизм. А также пропаганду сексуальной распущенности, легкомысленное и (или) неуважительное отношение к сексуальным функциям и (или) реализации сексуальных функций, а также несоблюдение ценностей, закрепленных в Конституции Российской Федерации.
24 июня свою попытку ограничить свободу слова предприняла депутат Ирина Яровая. Она внесла законопроект, по которому критика действий антигитлеровской коалиции теперь будет грозить серьезными санкциями в виде штрафов и лишения свободы. Единороссы не скрывали — данный законопроект направлен против блогеров и журналистов, которые «оскорбляли память ветеранов ВОВ», то есть ««по-другому интерпретировали и оценивали роль и значение Советской армии в годы Второй мировой войны». Деяния, совершенные лицом с использованием служебного положения или с использованием СМИ, будут наказываться штрафом от 100 тысяч до 500 тысяч рублей либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Запрет на владение иностранными счетами
К слову, противостояние СМИ и власти имело и положительные результаты. Так, весеннее обострение борьбы с коррупцией случилось сразу после скандала с федеральным единороссом Владимиром Пехтиным, которого уличили в незадекларированной недвижимости в Майами. Партии власти пришлось срочно искать ответ на случившееся. Разрешить проблемы предложил президент Владимир Путин, заявивший о подготовке законопроекта о запрете владения иностранными активами. Впрочем, законопроект пришел в Думу в сильно усеченном виде — запрет касался только иностранных счетов, а вот разжиться недвижимостью за границей представители различных ветвей власти могут, как и раньше.
Впрочем, среди российских политиков были и пострадавшие. Сразу несколько сенаторов и депутатов Госдумы написали заявления о сложении полномочий, пришлось покинуть Чукотскую думу Роману Абрамовичу. Лететь в Китай, чтобы закрыть счет в местном банке на 500 долларов, по информации «Фонтанки», пришлось и петербургскому депутату Алексею Ковалеву. Сам Ковалев в кулуарах ЗакСа признавался, что «иностранные активы» ему нужны, чтобы покупать в Поднебесной книги — он учит язык.
Пострадали и потенциальные кандидаты на властные посты. По закону желающие стать мэром или депутатом должен перевести свои иностранные активы (счета, акции, иностранные компании и т. д.) в Россию или избавиться от них для того, чтобы избирком его зарегистрировал. Это положение отбивает у многих желание «сходить в политику» - депутатом ты можешь и не стать, а вот потом повторно открывать счета накладно. Да и не все успевали к началу кампании закрыть счета. Так, Михаил Прохоров в том числе не смог выдвинуть свою кандидатуру на выборах мэра Москвы, хотя, по оценкам экспертов, он был одним из основных конкурентов нынешнего и. о. Сергея Собянина. Миллиардер просто не успел распрощаться со всеми своими активами. «Например, одна из моих компаний, «Ренессанс-капитал», работает в 15 юрисдикциях. Чтобы ее активы перевести под российскую юрисдикцию, нужно получать разрешения как минимум в 10 странах. Это занимает от 3 до 6 месяцев», - рассказал он в интервью газете «Ведомости»
Изменения выборного законодательства
Осенняя часть сессии 2012/2013 года запомнится также изменением выборного законодательства. Так, Госдума приняла изменения к законам ««О политических партиях», «Об основных гарантиях избирательных прав». Правки вводили единый день голосования и закрепляли правило формирования избиркомов сроком на пять лет. Во время рассмотрения закона многие депутаты и политологи связывали установление единого дня голосования с вопросом низкой явки.
Так, например, члены КПРФ и "Справедливой России" утверждали, что в сентябре еще не закончен период отпусков и поездок на дачу, и это приведет к снижению числа голосующих, что выгодно партии власти. По словам депутата Вадима Соловьева, выиграет от нововведения "Единая Россия", поскольку ее электорат составляют чиновники и пенсионеры. Коммунисты предлагали устроить единый день голосования в декабре, эсеры считали, что подойдет октябрь, а ЛДПР вообще не связывала дату голосования и явку. Первые выборы по данному правилу пройдут 8 сентября — тогда можно будет с уверенностью сказать, насколько оправданны были опасения оппозиционеров.
Скандалами во многих регионах закончилось формирование участковых избиркомов сроком на пять лет. Согласно букве закона в УИКах должны были оказаться по одному представителю от парламентских партий (по обязательной квоте) и представители непарламентских, общественных объединений, собраний по месту работы, жительства или учебы. Тем самым каждая комиссия должна представлять собой образец политического равенства.
Но, как считают наблюдатели, с политическим равенством в результате вышло туго. Так, Горизбирком для заполнения участковых избирательных комиссий привлек «Совет муниципальных образований», который возглавляет единоросс Всеволод Беликов, и Федерацию независимых профсоюзов России, лидер которой Владимир Дербин также активно поддерживает действующий режим. Как отметил Дербин во время подписания соглашения о сотрудничестве с ГИК, ФНПР — это 500 тысяч членов, которые могут войти в составы УИКов и поспособствовать организации предстоящих выборов.
В итоге, когда «Наблюдатели Петербурга» начали анализировать списки членов комиссий, выяснилось, что ряд новоявленных членов оказались сторонниками "ЕР", явными и тайными. Неприятностей доставил и тот факт, что некоторые кандидаты подавали десятки заявлений о приеме в самые разные УИКи, причем сами того не ведая, — у партийцев просто не было возможности проверить всех, кто принес им документы для прохождения в комиссии. Но, как отмечал глава Городского избиркома Алексей Пучнин, таких «близнецов» выявляли и удаляли. Но больше всего претензий было к ТИКу № 22, у которого в курируемые УИКи не смог попасть ни один представитель оппозиционного «Яблока».
Антитабачная кампания
Рассматривались Госдумой и законопроекты, исполнение которых, в отличие от упомянутого Закона об НКО, игнорировалось начисто. Так, первые плоды законотворческой деятельности парламентариев пожинают курильщики — с 1 июня вступил в силу принятый в прошлом году закон о мерах по ограничению табакокурения. Репрессивный по отношению к курильщикам закон запрещает курить во всех административных, социальных зданиях, поездах, самолетах, на пароходах и рядом с ними. Дымить нельзя будет со следующего года в ресторанах и кафе. Формально с этого момента, закурив на улице, любитель табака с высокой вероятностью может нарваться на штраф, так как почти наверняка окажется ближе чем в 15 метрах от спортивного сооружения, станции метро, вокзала или госучреждения. Однако позже выяснилось, что штрафовать пока полиция никого не может — санкции для КоАП сейчас только разрабатывают.
В итоге, по данным информационного центра ГУ МВД, ни в Санкт-Петербурге, ни в Ленинградской области не составлено ни одного протокола об административном правонарушении с сигаретой в зубах. Как подчеркнул «Фонтанке» начальник полиции главка Константин Власов, изначально, с 1 июня, личный состав был нацелен на профилактику, а не на наказание граждан. Сколько же на территории города и области было сделано курящим в общественных местах замечаний, ни "Фонтанке", ни главку неизвестно.
Впрочем, по собственным наблюдениям корреспондентов «Фонтанки», курить меньше не стали. Это же подтвердили и читатели издания — 71% опрошенных не заметили снижения количества людей с сигаретой в зубах. Не сильно утруждали себя и законодатели — после ликвидации курилок в Мариинском дворце многие просто стали курить в своих кабинетах. Во внутренний двор, где для народных избранников отвели место для курения, законодатели выходят, только если хотят полюбоваться благоустроенным двориком.
Ольга Мясникова, "Фонтанка.ру"