Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Театры Рыцарь памяти (фото)

Рыцарь памяти (фото)

679
Виктор Васильев, пресс-служба МДТ - Театра Европы
Источник:

Ровно 30 лет назад режиссер Лев Додин возглавил МДТ и начал уникальное художественное строительство, которое вывело этот по современным меркам крошечный, областного подчинения театрик на мировой уровень, превратило его в Театр Европы, обеспечило ему первое место среди российских репертуарных театров. Сегодня для европейского сообщества МДТ – нечто вроде театральной Мекки, а его спектакли с помощью искусства высочайшего класса реанимируют и перезагружают национальную память.

Ровно тридцать лет назад режиссер Лев Додин возглавил МДТ и начал то уникальное художественное строительство, которое вывело этот по современным меркам крошечный областного подчинения театрик на мировой уровень, превратило его в Театр Европы, обеспечило ему первое место среди всех российских репертуарных театров. Сегодня для европейского сообщества МДТ – нечто вроде театральной Мекки, а для сограждан спектакли этого театра играют ту же роль, что фильмы Алексея Германа: они с помощью искусства высочайшего класса реанимируют и перезагружают национальную память.

Рабочее-крестьянского детства у Додина не было, не было и богемного. Он родился в семье профессора геологии, в Ленинграде, занимался в Театре юношеского творчества при Дворце пионеров им. А.А.Жданова у выдающегося театрального педагога Матвея Дубровина. И, надо отдать должное Додину, портрет его первого учителя висит в одном из фойе его театра рядом с портретами Станиславского, Немировича-Данченко и Мейерхольда, рядом с портретом ученика Станиславского Бориса Зона, в мастерской которого Додин учился в ЛГИТМиКе им. Н.К.Черкасова (так в те времена называлась наша Театральная академия, где Лев Абрамович Додин нынче, сам давно став мастером, возглавляет кафедру режиссуры).

Сказать, что успех пришел к Додину не сразу, было бы не совсем правдой. Успех как раз пришел довольно скоро. Попав в 1967 году в помощники к мастеру ЗеЯ (Зиновию Яковлевичу Корогодскому) в тот ленинградский ТЮЗ, где играли Тараторкин, Шуранова, Хочинский, Соколова, Иванов, Каморный и многие другие, ныне тоже легендарные, Додин, уже с спустя пять лет, поставил совершенно выдающийся спектакль по пьесе Островского «Свои люди - сочтемся» - про то, как новое поколение разделывается с отцами. Народная артистка России Ирина Леонидовна Соколова рассказывала, каким был процесс репетиций этого спектакля: «легкий, искрящийся, с анекдотами, мы ухохатывались, на сцене было ощущение художественной переполненности - будто тебя в корсет затянули, а тебя распирает. Можно еще сравнить с тестом, которое лезет и лезет из квашни». Но едва пришел явный оглушительный успех, Додин вынужден был уйти. Как сформулировала та же Соколова автору этих строк, «два орла в одном гнезде не могут существовать, а Додин к этому времени уже оперился». Был 1973 год. Спустя еще восемь лет, на новом витке та же история повторилась в БДТ, где Додин выпустил «Кроткую» с Олегом Борисовым. Теперь успеха ему не простил Товстоногов. Но к тому моменту Додин в качестве второго педагога мастерской Аркадия Кацмана уже почти выпустил второй актерский курс. На дворе стоял 1981-й. А в 1983 году Лев Додин получит предложение возглавить МДТ и в этот же момент другое, тоже крайне заманчивое – стать штатным режиссером МХАТа им. А.П.Чехова, первого драматического театра СССР, театра-основоположника и законодателя, театра, расположенного в шаговой доступности от Кремля. Это и сейчас важно, а что говорить про тогда. А МДТ, напомню, являлся областным театром, с обязанностью играть сотни спектаклей в год в утлых домах культуры от Рощино до Лодейного Поля, - хотя и обладал довольно сильной труппой, натренированной трагически погибшим режиссером Ефимом Падве.

На тот момент уже были воспитаны два курса его, Додина, учеников-единомышленников, которые ждали решения мастера, и именно в МДТ уже был выпущен спектакль «Дом» по роману Федора Абрамова – заявка на новый тип актерского существования, который в те времена кажется нетеатрально-естественным. И дело даже не в северороссийском говоре, который не обозначает деревенскую речь, а сам становится художественным образом, демонстрируя новые, неведомые, богатые грани национального языка и сознания, а в том, что артисты разрушают все преграды между сценой и залом, выглядят именно что братьями и сестрами, узнаваемыми, родными для каждого сидящего в зале – и не за счет того, что произносят современные тексты (как это было в «Современнике»), а потому что игра как бы отменяется. И Додин принимает решение засучить рукава и строить собственное королевство (кто-то скажет – монастырь и будет прав), живущее только по его законам. Дело не в том, что королевство это – только его, а в том, что фундамент уже заложен. Уже есть люди, несколько десятков преданных глаз – тех самых ребят, с которыми поставлены «Братья и сестры» на Моховой после совместных поездок в Верколу, на малую родину самого Федора Абрамова. Есть то, ради чего стоит попробовать рискнуть. Хотя до сих пор успех в этом городе не гарантировал никакого личного благополучия, а совсем наоборот – влек за собой молчание коллег, профессиональное бездействие, а в быту – нищету вплоть до голода. Так складывалась до этого момента судьба Додина. Не уникальная – типичная для интеллигента диссидентских времен. Позже, много выезжая за рубеж, Додин встретится с теми, кто прошел тот же путь. Например, с Бродским. И им будет, о чем поговорить.

Новый, додинский МДТ стартует с «Братьев и сестер» - уже не со студентами, а с профессионалами. В 1978-м, когда студенческие «Братья и сестры» шли в Учебном театра, на Моховой дежурила конная милиция. В 1985-м на Рубинштейна ночью можно было увидеть раскладушки – очередь за билетами стояла круглосуточно. И дело уже не только в новой естественности. «Братья и сестры» - спектакль, с которого Додин начинает писать историю страны и народа: звучит это высокопарно, но на деле выглядит совсем иначе, поскольку эта история не из учебников, а переданная из уст в уста, самим Федором Абрамовым и колхозниками-прототипами героев серии его романов, самим укладом русской деревни. Эта аутентичная речь, которая возникает в спектакле, в которой разом слышится и песня, и стон, и дыхание земли – северной, мерзлой, но продолжавшей, как русская баба в военные и послевоенные времена, рожать и кормить не только своих детей, но и тех, у которых по всей стране животы лопались от голода, - воспринималась уже не как художественный образ, а как свидетельство исторической достоверности. Свидетельство того, что знание подлинно, поднято с земли, а не вычитано в учебниках, до такой степени лживых, что два раза с момента введения всеобщего среднего образования, в школе отменяется экзамен по истории. Последний раз – в 1988 году. Но у десятиклассников этого поколения, среди которых и автор сих строк, уже были за плечами и «Братья и сестры» 1985 года, и «Звезды на утреннем небе» 1987 года – взгляд на триумф олимпиады-80 глазами проституток, высланных на 101 километр. Был также «Повелитель мух» по роману Голдинга – о добропорядочных английских мальчиках из церковного хора, которые, оказавшись без взрослых на необитаемом острове, в считанные дни превращаются в маленьких зверьков, убийц себе подобных, наглядно демонстрируя торжество теории Дарвина в разделе «естественный отбор». Таких безжалостных портретов современников в театре не рисовал до Додина никто. Тогда, конечно, это не приходило в голову, но сейчас очевидно, что отчасти спектакль «Повелитель мух», исследующий животную природу в человеке, был ответом на вопрос еще одного диссидента, Довлатова: «Мы без конца ругаем товарища Сталина и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить: кто написал четыре миллиона доносов?»

Этим путем – не разоблачений как самоцели, а обнаружений истины с человеческим и историческим лицом, Додин идет до сих пор. В МДТ, ныне объехавшем весь мир, на фронтоне которого красуется титул Театра Европы (при этом сам Додин, увенчанный всеми крупнейшими мировыми театральными наградами, возглавляет Союз Театров Европы в качестве президента) и сегодня спектакль за спектаклем пишется новейшая история России. Это единственный театр, где просмотрев все спектакли репертуара, можно произвести полную перезагрузку памяти – причем, информацией высокохудожественного и эмоционального свойства, добытой актерами путем мучительного душевного опыта. Последний курс учеников Додин выпустил в 2007 году – начиная с первого курса студенты трудились над романом Василия Гроссмана «Жизнь и судьба»: переиграли главу за главой все полтысячи страниц, а на третьем курсе поехали по лагерям. Что характерно, репетировали и в советском Норлаге, и в фашистском Аушвице. Нашлись среди студентов те, кто такого испытания не выдержали, бросили институт. Среди тех, кто дошел до премьеры, когда к студентами присоединились артисты МДТ, были Елизавета Боярская и Данила Козловский. Такой вот бэкграунд у этих кинозвезд, которые по сей день играют в МДТ – с той знаменитой самоотверженностью и чувственным неистовством на грани фола, с каким, я полагаю, совершались некогда самые значительные подвиги.

Впрочем, так работает вся труппа – от мастеров до неофитов. А кто считает, что это перебор, в этом театре не работает. Год назад я оказалась одновременно с МДТ и Додиным на фестивале «Академия» в Омске. В сорокаградусную жару и молодежь, и народные и заслуженные артисты репетировали «Три сестры» в шинелях и в пальто – в любом другом театре, уверяю вас, оставались бы в майках, ведь всего лишь репетиция.

Иногда этот профессиональный канон, действующий в театре Додина, называют фанатизмом. А на самом деле, речь идет о том, что малой кровью в театер не добиться больших результатов – на любом спектакле МДТ трудоемкость ощущается печенками, зрительскими, - отсюда и полные залы на самых сложных для постижения спектаклях. Например, на девятичасовых «Бесах», которые остаются в репертуаре более 20 лет. Зритель позволяет ввергать себя в мучительный, длительный, дискомфортный процесс работы мысли, не пеняя театру на то, что не развлекает, потому что на расстоянии вытянутой руки (театр и в самом деле маленький, и 500 мест в зале не наберется) актеры пляшут перед ним нагишом в переносном, а иногда и в прямом смысле, демонстрируя, без всяких компромиссов, «полную гибель всерьез». Это касается и пьес Чехова, которые в афише МДТ представляют онтологию (феномен бытия) и антологию (полный спектр) русских характеров, демонстрируя мильон терзаний национального интеллигента, который никак не хочет превратиться в циничного европейского интеллектуала, спокойно обменивающего работу мозга на деньги, а будет печься о будущих поколениях как о собственных кровных детях, искать смысл рождения этих детей и смысл своего убогого существования. И за это духовное бескорыстие, за эти поиски смысла Додин, раскрывая самые глубокие бездны падения этих несчастных, будет снова и снова вытаскивать их на свет Божий. И то упорство в гуманизме, с которым Додин воскрешает этих падших, сравнимо, пожалуй, разве что с упорством в вере в человека у Достоевского.

Та мрачность, в которой тоже частенько упрекают Додина, с лихвой искупается этим гуманизмом. И таких адвокатов своих героев, которыми оказываются уникальные артисты труппы МДТ поколения мастеров – Наталья Акимова, Сергей Власов, Александр Завьялов, Игорь Иванов, Петр Семак, Татьяна Рассказова, Анжелика Неволина, Сергей Курышев, Игорь Черневич, - не найти больше ни в одном театре страны, да и в мире сыщется немного. В этом легко убедиться, посмотрев последние работы Додина: «Три сестры», «Коварство и любовь», «Портрет с дождем», «Враг народа».

Ну а то, что молодежь по-прежнему выбирает театр Додина – и готова ждать здесь ролей годами (режиссеры со стороны в МДТ почти не ставят и это не дискриминация, а одно из условий существования феномена Малой драмы: в этих стенах работают только люди одной группы крови, которых не выбирают) – прямое свидетельство того, что театр Додина жив, перспективен, современен, и дает публике и артистам именно тот опыт, которого не хватает в любом возрасте, а в молодости особенно – опыт самопознания, самоидентификации национальной, исторической, личностной. Это то, чем в точечном режиме на уровне отдельных проектов занимается всякий театр, но регулярно, планомерно, на уровне жизненного, творческого, гражданского кредо – только МДТ Льва Додина последние 30 лет.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

На репетициях спектакля "Дом", МДТ, 1980 год
На репетиции спектакля "Дом", МДТ, 1980 год
На репетициях "Кроткой" в БДТ, с Олегом Борисовым и Натальей Акимовой, 1981 год
На репетиции спектакля "Братья и сестры", 1985 год
С женой, актрисой Татьяной Шестаковой/ фото Валерия Плотникова
На репетициях спектакля "Вишневый сад", женой, актрисой Татьяной Шестаковой, 1994 год
Лев Додин, 1983 год
На репетиции спектакля "Три сестры", 2010 год
На репетиции спектакля "Три сестры", 2010 год
На репетиции спектакля "Повелитель мух", 2009 год
На репетиции спектакля "Повелитель мух", 2009 год
На репетиции спектакля "Повелитель мух", 2009 год
На репетиции спектакля "Чайка", 2000 год
Репетиции спектакля "Долгое путешествие в ночь", Музей Юджина О` Нила, Коннектикут, США, с женой, актрисой Татьяной Шестаковой
На репетициях спектакля "Бесплодные усилия любви", с Елизаветой Боярской, 2008 год
На приеме у королевы Дании, 1989 год
С театральным художником Давидом Боровским
1 из 22
На репетициях спектакля "Дом", МДТ, 1980 год
Источник:

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях