Конституционный суд отклонил несколько жалоб российских граждан, пытавшихся оспорить итоги думских выборов 2011 года. Обосновывая свою позицию, КС сослался на собственное решение двухмесячной давности.
Нормы, запрещавшие обычному избирателю обжаловать результаты выборов, предлагалось признать неконституционными в двух заявлениях в КС. Автором одного из них являлся исполнительный директор партии «РПР-Парнас» Михаил Шнейдер. В своих попытках доказать, что ЦИК сфальсифицировал итоги декабрьского голосования в Госдуму, он дошел до Верховного суда, но попал в ту же ловушку, что и многие другие россияне. Дело в том, что вплоть до недавнего времени считалось, что право избирателей на волеизъявление заканчивается в момент, когда бюллетень опускается в урну. Итоги выборов могут оспаривать только заинтересованные в подсчете кандидаты и партии, полагал ВС, ссылаясь на федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав» и «О выборах депутатов Госдумы».
Отдельные статьи этих законов КС признал несоответствующими Конституции еще 22 апреля 2013 года. Тогда орган конституционного контроля огласил решение по заявлению петербургской оппозиционерки Ольги Андроновой, наблюдателей и членов УИКов, воронежского отделения партии «Справедливая Россия». Конституционалисты дали избирателям право спорить в суде избиркомами напрямую – но только на собственных участках. Иная же ситуация, например, обжалование выборов по отдельному региону или стране в целом, недопустима, так как провоцирует «необоснованные, нереализуемые на практике представления относительно судебной защиты избирательных прав», счел КС.
Именно на это постановление Конституционный суд сослался, отклонив заявление Шнейдера. По аналогичной причине без рассмотрения осталась и жалоба петербургского оппозиционера Юрия Стерника, недовольного итогами выборов в ЗакС. Любопытно, что его обращение первоначально было принято к производству, однако позже удалено из графика рассмотрения дел.
Заметим, что поправки в признанные неконституционными нормы должны быть разработаны до конца 2013 года. Пока же суды общей юрисдикции, рассматривая выборные дела, должны напрямую руководствоваться волей КС.