Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Авто Происшествия Проблему угонов решают на разборках

Проблему угонов решают на разборках

1 608

Операция угонного отдела главка, в результате которой оперативники с СОБРом на территории «ЕвроАвто» застали работников за разделкой недавно угнанной «Мазды», – очередная победа в безуспешной войне. Мизерное число возвращенных машин говорит о неактуальности мер. Стратегия подразумевает замеры рынка и изменения в региональном законодательстве.

Операция угонного отдела полицейского главка, в результате которой оперативники с СОБРом на территории авторазборки «ЕвроАвто» застали работников за разделкой недавно угнанной «Мазды», – очередная победа в безуспешной войне. Мизерное число возвращенных потерпевшим машин говорит о неактуальности мер. Стратегия подразумевает замеры рынка и изменения в региональном законодательстве.

Разработка принесла результат, и оперативники вовремя появились на принадлежащей «ЕвроАвто» разборке по адресу: улица Салова, дом 40, когда «Мазда», угнанная несколько дней назад в Красногвардейском районе, уже была приготовлена к расчленению на запчасти. В вечной игре «полицейские против воров» в этот раз победили полицейские.

Но общий счет далеко не в пользу правоохранителей. Только за прошедшие сутки в городе угнано более тридцати автомобилей. Согласно статистике, раскрываемость краж автотранспорта по Петербургу в 2012 году составила около 6%, а в некоторых районах немногим превышала 2%.

То, что угнанный автомобиль обнаружили на разборке, – не случайность, а закономерность, отмечают офицеры угрозыска. Из 4,5 тысячи автомобилей, угнанных в прошлом году в Петербурге, на запчасти в городе и пригороде была разобрана треть, если не половина похищенных машин.

«Основной массив угоняемых автомобилей – это машины среднего и ниже среднего классов, – рассказал «Водителю Петербурга» начальник 8-го отдела Сергей Сушков, – первые строчки рейтинга стабильно занимают «Мазда», «Шевроле Лачетти» и «Форд Фокус». И значительная часть из них через день-два после угона оказывается на авторазборках». На разборку идёт до половины машин из этого сегмента, по более осторожным оценкам – не менее 30%. Их редко угоняют под заказ, а формирование пакета фальшивых документов и последующая легализация в другом регионе скорее всего просто малорентабельны. С места угона дорога лежит в отстой на два-три дня, а затем на разборку прямо в Петербурге или ближайших пригородах, где они сгинут бесследно и предстанут в виде обезличенных запчастей «б/у» в многочисленных магазинчиках и автосервисах.

На сегодняшний день эта ситуация не устраивает никого. Собственники, лишившиеся автомобилей, теряют серьезные деньги, даже если их собственность была застрахована. Страховщики, подсчитывая количество выплат, вспоминают, что их бизнес основан на серьезном риске. Полицейские и их начальники вынуждены признавать, что шансов вернуть свой автомобиль меньше 0,05%. Фраза прокурора Петербурга Сергея Литвиненко: «Угнали? Значит, забудь, что у тебя была машина» - наиболее адекватно описывает ситуацию. Похоже на охоту в классическом понимании, когда добыча охотника почти не влияет на поголовье зверя.

Борьба с явлением развивается по сценарию все той же парадигмы: «Ты убегаешь – я догоняю». Перспективы очевидны всем. Если вдруг усилия полиции станут успешны более чем в два раза, что практически недостижимо, процент раскрываемости перевалит через десятипроцентный рубеж. Это, конечно, больше арифметической погрешности, но не устроит ни автовладельцев, ни страховщиков.

Напрашивается поиск путей решения проблемы, не сводящихся к оперативно-разыскным мероприятиям. Профессионалы ищут варианты уменьшить вал угонов и сэкономить гражданам в общей сложности сотни миллионов рублей.

Способ – упорядочивание деятельности авторазборок, хотя бы на уровне субъекта Федерации. «Сегодня их деятельность нормативно не урегулирована, – говорит Сергей Сушков, – ничего не мешает разборщику купить на запчасти или для утилизации любую машину у кого угодно, не спрашивая никаких доказательств правомерности владения. По закону он будет прав. Ответственность наступит только в том случае, если следствию удастся доказать сговор или заведомую осведомленность о криминальной судьбе автомобиля, что бывает сделать непросто, а чаще – невозможно».

Руководством ГУ МВД по Петербургу и области проблема обсуждалась, и неоднократно. О способах можно дискутировать: возможно, это будет необходимость предъявлять при продаже машины на разборку техпаспорт, копия которого останется в архиве, возможно, обязательное видеонаблюдение с длительным хранением записанной информации. Кстати говоря, на «ЕвроАвто» эти меры уже осуществляются в добровольном порядке, и, как сообщает компания, полицейским были предоставлены «документы на автомобиль, договор на покупку автомобиля, подписанный владельцем, видеозапись момента приема автомобиля на разборку».

Скорее всего, придется говорить об организации оперативного канала связи с полицией для проверки идентификационных номеров поступившего транспортного средства. То, что эта необходимость назрела, понимают не только полицейские, но и цивилизованные участники рынка авторазборок. Как сообщает «ЕвроАвто», компания неоднократно обращалась к правоохранительным органам с предложением о криминальной проверке поступающих на разборку автомобилей. «ЕвроАвто» открыто для сотрудничества с правоохранительными органами», – сообщили в компании, напоминая, что сегодня у них нет технической возможности проверить, не в угоне ли находится привезенная клиентом машина.

Разборка автомобилей и торговля запчастями, бывшими в употреблении, – серьезный бизнес. «ЕвроАвто», куда сегодня наведались оперативники, один из крупнейших петербургских игроков, на своем сайте компания сообщает о 9 пунктах разборок легковых автомобилей и 5 – для грузовых. Всего по городу разборок на порядок больше. Около полутора сотен представлено в Интернете, о многих, полуподпольных, узнают по рекомендации. Количество отдельных боксов, где любой автомобиль за несколько часов готовы превратить в набор запчастей, учету не поддается вовсе. Предварительный анализ говорит, что крупные и ориентированные на легальный бизнес игроки, вроде того же «ЕвроАвто», скорее выиграют, если будут установлены четкие и понятные правила игры.

Так что перспективный уход из реальности загадочных гаражей и площадок вряд ли можно считать ударом по малому бизнесу.

Денис Коротков

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях