Коллегия Счетной палаты РФ рассмотрела результаты мониторинга деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере контроля за применением субъектами экономической деятельности трансфертного ценообразования и использования офшорных компаний с целью уклонения от уплаты налоговых, неналоговых и таможенных платежей.
Сегодня ведомство опубликовало выдержки из этого документа. Коллегия пришла к выводу, что в деятельности участников ВЭД широко используются контракты, заключаемые с офшорными компаниями, которые носят формальный характер - при импорте практически все товары поступают в РФ не с офшорных территорий, а из третьих стран (стран происхождения), аналогично при экспортных операциях - направляются из РФ в третьи страны (страны получатели), а не на территорию офшорных зон.
В последние три года происходит рост внешнеторговых операций, проводимых через офшорные зоны, определенные в перечне (списке) Минфина России и Банка России. Объем оформленных товаров по внешнеторговым контрактам, заключенным российскими участниками ВЭД с офшорными компаниями, превысил в 2012 году 321 млрд долларов США.
В то же время все федеральные органы государственной власти, связанные с контролем за соблюдением законодательства при осуществлении внешнеторговых сделок, отмечают негативные моменты торговых операций, проводимых через офшоры, подчеркивают специалисты Счетной палаты.
"Налоговыми органами выявляются разные схемы уклонения от налогообложения, связанные с применением офшорных контрактов, направленные на сокращение налогооблагаемой прибыли и вывода капитала за рубеж. В то же время выявление подобных налоговых нарушений осложнено одним из основных принципов офшорной зоны - нераскрытие налоговым органам информации о проведенных финансовых операциях и учредителях офшорной компании. Фактически регистрация фирмы в офшорной зоне становится одним из признаков, свидетельствующих о том, что организация создана не только для осуществления хозяйственной, предпринимательской деятельности, но и для целей снижения уплаты налоговых платежей и вывода капитала", - говорится в сообщении СП.
По данным ФТС России и Росфинмониторинга одним из основных каналов незаконного вывода средств является вывод под видом платежей в офшорную зону за неввезенный товар. Общая сумма таких нарушений, выявленных таможенными органами, составила в 2012 году 565,5 млрд рублей.
"Материалы проверок Счетной палаты и данные Росфинмониторинга свидетельствуют о том, что формируются схемы хищения бюджетных средств путем завышения стоимости государственных контрактов (цен) с использованием подставных фирм-однодневок и дальнейшим выводом разницы в стоимости в офшоры", - резюмируют аудиторы Счетной палаты России.