Контролеры исправительных учреждений и следственных изоляторов не вправе забирать у адвокатов мобильные средства связи. Такое решение принял Верховный суд России.
Спор разгорелся вокруг действующей инструкции по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы. Она предусматривает, что часовой контрольно-пропускного пункта обязан выяснить у прибывшего лица, нет ли у него при себе средств мобильной связи, а при их наличии – принять на временное хранение. Какого-либо исключения в отношении прохода прибывших на свидание с осужденным адвокатов и иных защитников инструкция не содержит.
Против такого ограничения выступила группа адвокатов, на практике столкнувшихся с требованиями «виртухаев» отдать диктофон, фотоаппарат и мобильный телефон. Часовые заявили юристам, что в противном случае их не пропустят их на территорию исправительного учреждения. В итоге, по мнению адвокатов, они были лишены реальной возможности зафиксировать доказательства нарушения прав осужденных, записать на диктофон их показания и изготовить фотокопии документов, а также зафиксировать состояние здоровья, наличие телесных повреждений и внешний вид подзащитных.
Вопрос права адвокатов пользоваться техническими средствами при свидании с клиентами уже неоднократно рассматривался высшими инстанциями, в том числе был разрешен решениями Верховного суда России и Конституционного суда России. Защищая оспоренную норму ведомственной инструкции, чиновники Минюста РФ утверждали, что она якобы не содержит запрета на пронос и использование адвокатами средств связи, фотоаппаратов, видео- и аудиотехники.
Служители Фемиды отвергли эти аргументы. «Представленные заявителями суду письменные документы свидетельствуют о том, что оспариваемые положения Инструкции правоприменителем трактуются как содержащие запрет на пронос и использование адвокатом (защитником) при свиданиях с осужденным средств связи», – констатировал судья Николай Романенко, признавая спорную норму инструкции недействующей.