Единственным доходным городским музеем стал комплекс «Исаакиевский собор». Он же был самым посещаемым - на билетах ведомство Николая Бурова заработало более полумиллиарда рублей. Самой провальной, судя по статистике, которую публикует комитет по культуре, можно назвать работу Музея Рериха - за каждого его гостя городской бюджет заплатил более 4,5 тысячи рублей.
Государственный комплекс «Исаакиевский собор», по данным комитета по культуре, в минувшем году посетили 2 млн 744 тысячи 959 человек. Сотрудники учреждения провели 818 мероприятий, то есть больше чем по два в день. Музей организовал 22 выставки и 40 научных коллегий. Отметим, что это вполне понятно, так как в комплекс входит не только сам Исаакиевский, но и другие городские храмы-музеи — Смольный собор, Спас на Крови и Сампсониевский собор.
Субсидий «музей четырех соборов» из бюджета города получил сравнительно немного — 28,8 млн рублей. 15,3 млн из этих денег пошли на реставрационный ремонт зданий. При этом сам музей от продажи билетов и другой приносящей доход деятельности смог выручить 539,8 млн рублей (второй по показателю доходности петербургский музей истории заработал в 2 раза меньше).
Высокий заработок позволил администрации музея выплачивать достойную даже по петербургским меркам зарплату сотрудникам. В среднем работник музея-памятника «Исаакиевский собор», по данным Комкульта, получает 49,9 тыс. рублей в месяц.
Наибольшую же субсидию от города в 2012 году получил Государственнный музей истории Санкт-Петербурга, в который, напомним, входит Петропавловская крепость. Из бюджета организации было перечислено 300,8 млн рублей (239 миллионов рублей Петропавловка заработала сама, став вторым по успешности городским музейным комплексом). Из них 57 млн пошли на оплату труда сотрудников, 28 млн — на реставрацию музейного фонда.
Впрочем, и сотрудники учреждения, судя по статистике комитета, без дела не сидели. Музейные работники организовали 68 выставок и 180 культурно-массовых мероприятий, в которых приняли участие полмиллиона человек. Однако заработная плата сотрудников, равно как и общий доход музея истории, вдвое меньше, чем у коллег из Исаакиевского, — в среднем 25,4 тыс. рублей.
Второй по количеству полученных в 2012 году субсидий — ГМЗ «Гатчина». Из бюджета на покрытие расходов по содержанию музея-заповедника было выделено 270,6 млн рублей. Основная часть средств — 126,2 млн пошла на выплату зарплат сотрудникам, в среднем по 19,1 тыс. в месяц. Заработать существенные деньги и привлечь дополнительных посетителей сотрудникам дворцового комплекса в пригороде не удалось. Заповедник в 2012 году посетили чуть более 273,5 тыс. человек. Доход от продажи билетов составил 41,4 млн рублей. Получается, что в среднем один посетитель потратил на вход в музей 150 рублей.
Третьим по посещаемости стал в прошедшем году Павловский заповедник. Его выгодное расположение рядом с Царским Селом и довольно большое количество культурных мероприятий, организованных на территории, привлекли в Павловск немногим меньше миллиона человек. Впрочем, существенно на доходах это не сказалось. Музейный комплекс собрал около 111,6 млн рублей. А субсидия от города в размере 154 млн рублей разошлась на оплату труда сотрудникам и капитальный и реставрационный ремонт.
То же и с Парком культуры им. Кирова. Он за 2012 год самостоятельно смог заработать лишь 59 млн рублей, хотя посетили его 612 тысю человек, в том числе участники более 200 культурно-массовых мероприятий. В итоге средний заработок сотрудника центрального парка составил 17,5 тыс. рублей. Даже несмотря на то, что городская субсидия для парка составила 107 млн рублей.
Субсидию свыше 100 млн рублей получил также Музей театрального и музыкального искусства. 45 млн рублей пошло на ремонт его зданий, 35,4 млн — на оплату труда сотрудников. Посетители, которых было 306 тысяч, принесли лишь 14,8 млн рублей.
Еще меньше внимание гости Петербурга и горожане уделили в 2012 году мемориальному музею «Смольный». Доходы от продажи билетов в кабинеты здания, являющегося также домом правительства Петербурга, не превысили 1 млн рублей. Однако субсидия в 8,8 млн позволила платить немногочисленным сотрудникам зарплату в среднем по 20,2 тыс. рублей в месяц.
Самые низкие оклады у сотрудников, работающих в петербургском Музее семьи Рерихов и ЦВЗ «Манеж». В среднем работники этих учреждений получают около 15 тысяч рублей. Хотя «Манеж» в 2012 году получил субсидию от города в размере 75,8 млн рублей, а Музей Рерихов — 50,5 млн рублей.
Впрочем, «Манеж», можно сказать, отработал государственные деньги за счет посещаемости. На организованные галереей 69 выставок и 30 культурных мероприятий пришли 593 тыс. человек. А вот творчество Рерихов не привлекло внимания туристов и горожан. На выставки в музей пришли в течение года только 10,9 тыс. человек. Таким образом городские затраты на содержание музея в расчете на одного посетителя составили 4634 рубля.
По словам директора самого успешного городского музея «Исаакиевский собор» Николая Бурова, хорошего музейщика, как и волка, кормят ноги. «Мы один из городских музеев, которые не получают субсидии от города. Те средства, что указаны в таблице, - лукавство. На самом деле это средства, которые были перечислены ОАО «РЖД», - сообщает Буров. - Все остальное - безусловная заслуга сотрудников. Мы единственный музей, который работает по программе «Ночь в музее» не одни сутки, а 5 месяцев в году. Более того, мы постоянно ищем новые возможности для посетителей, активно работаем с детьми, инвалидами. В музейном сообществе мы своеобразный кулак, но тот, который в страду не позволяет себе почивать на лаврах, а активно трудится».
Оценивать деятельность коллег Николай Буров и директор Музея истории Петербурга Александр Колякин отказались. «Я не могу говорить за других. Это бестактно, - сообщил «Фонтанке» Колякин. - За себя могу сказать, что оцениваю работу музея как весьма успешную. Мы будем стараться сделать ее еще лучше».
Отметим, что в рейтинг не входит деятельность музеев федерального подчинения - "Петергофа", Эрмитажа, Русского музея и других, подведомственных Минкультуры РФ. Эти музеи не публиковали открытых данных о своих результатах.
Справка:
Напомним, что на минувшей неделе комитет по культуре озвучил данные по доходам городских театров. Самым успешным зрелищным учреждением стал Театр оперы и балета им. Мусоргского. В отстающих — Большой театр кукол, «Петербург-концерт» и Театр балета Бориса Эйфмана.
Маша Могилевская, "Фонтанка.ру"