Несмотря на оптимистичные итоги порта Хамина-Котка (в январе 2013 года объем перевалки контейнеров составил 53, 5 тыс. TEU, рост по сравению с январем 2012 года — 2,8%), участники рынка говорят о падении транзита контейнеров, предназначенных для России. В качестве причин называют забастовки в Финляндии и конкурентоспособность российских портовых операторов.
«Поток транзитных контейнеров на Россию через Котку падает. Часть грузов переходит на доставку через Владивосток с удалённым оформлением, часть идёт на Усть-Лугу (Ленинградская область) через Силамяэ (Эстония), часть забирает Рига. Причины оттока видятся многим в завышенных ценах на услуги в порту Хамина-Котка, придирками к весу на российской границе и забастовочной активностью портовых работников», - сообщает в регулярном обзоре Алексей Емеличев, руководитель компании Friends Logistics Oy.
(Напомним, значительная часть грузов, импортируемых в Россию, формируется в Китае и соседних регионах. Популярный способ доставки из Азии в Россию — морским путем до портов трансшипмента в Северном море (Роттердам, Амстердам, Антверпен, Гамбург) и далее оттуда уже фидерными судами до портов Балтийского моря, а из портов Балтики, в свою очередь, по суше до конечного потребителя. Часть потока перевозится морским путем до Владивостока, откуда уже доставляется до пункта назначения в России).
По словам Константина Шаршакова, заместителя руководителя филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков по Северо-Западу России (АСМАП), временное падение транзита через порт Котка наблюдалось в ноябре - декабре 2012 года.
Косвенно об этом можно судить по статистике, а конкретно – по числу грузовиков, въезжавших в Россию из Финляндии:
В ноябре 2012 года через Торфяновку проследовали 13,9 тыс. грузовых автомобилей (14,6 тыс. в ноябре 2011 года) .
В декабре 2012 года — 13, 2 тыс. (13,7 тыс. годом ранее).
В январе 2013 года через Торфяновку проехали 12,5 тыс. автомобилей, в январе 2012-го — 10,6 тыс., то есть за год наблюдается рост.
Таким образом, снижение по отношению к аналогичному периоду прошлого года прекратилось.
Разумеется, данные показатели говорят о транзите через Хамина-Котку косвенно, ведь через Торфяновку и другие пункты пропуска следуют не только те автомобили, которые забрали груз из порта Котка, но и те, кто везет грузы из других регионов.
В целом же, по словам Константина Шаршакова, за 2012 год объем российско-финляндского грузопотока вырос (речь идет именно о грузах, перевезенных автомобильным транспортом): «Растут, в частности, перевозки промышленных товаров, а также продуктов. Доля лесных грузов уменьшается».
При этом господин Шаршаков говорит, что международные автомобилеперевозчики были бы рады увеличить объем транзита через порт Усть-Луга в Ленинградской области. «Нам, автомобилистам, очень хотелось бы расширить взаимодействие с этим портом: в ряде случаев автомобильным компаниям удобно преодолевать часть маршрута на пароме», - говорит он. Однако, по словам эксперта, есть проблемы, которые это ограничивают. Одна из них — сложная автомобильная трасса до Усть-Луги.
Однако если сравнить приведенные выше цифры с данными «пикового» периода, то они существенно уменьшились: в декабре 2007 года через Торфяновку в Россию проследовали 49,5 тыс. грузовиков (2007–2008 годы считаются пиковыми по объемам контейнерного транзита).
Контейнерный грузопоток уходит из Финляндии в Россию. Всего в 2012 году в порту Хамина-Котка обработано 631 тыс. TEU контейнерных грузов (сюда входит и транзит для России и грузы для Финляндии, данные порта Котка). В группе компаний «Большой порт Санкт-Петербург» обработано 2, 5 млн TEU (данные Ассоциации морских портов России).
«Раньше через Финляндию возили все, что стоило дороже 6$ за килограмм, теперь грузы стоимостью и в 50$ за килограмм не везут через другую страну, а обрабатывают в наших портах», - говорит Алексей Безбородов, руководитель аналитического портала InfraNews.ru, - это происходит в первую очередь благодаря тому, что в портах Северо-Запада создается качественная инфраструктура.
Что же касается сравнения стоимости обработки контейнера в порту, то тут, по словам Алексея Безбородова, ситуация следующая:
«Во-первых, портовые сборы: в портах Северо-Запада РФ суммарная ставка сборов в пересчете на один контейнер стоит примерно на 25% меньше, чем в порту Хамина-Котка или в Хельсинки. Более того, в Петербурге портовые сборы ниже, чем на Украине, и примерно на том же уровне, что и в Прибалтике, однако в Прибалтике пока нет такой инфраструктуры, как у нас», - говорит Алексей Безбородов.
Теперь по стивидорам (стивидорные компании занимаются перевалкой грузов в порту). «В Финляндии их услуги в два раза дешевле, но тут надо учитывать, что речь фактически идет о разных услугах. В Финляндии стивидор работает только на причале, в России же стивидор оказывает целый комплекс дополнительных услуг, вплоть до вынужденной помощи при таможенном оформлении груза. В Петербурге на ПКТ обработка контейнера стоит около 300$, в Финляндии тот же комплекс услуг, который оказывают клиентам петербургские стивидорные компании, будет стоить около 250$», - говорит эксперт.
В целом, по словам Алексея Безбородова, Финляндия уже не занимает той доли рынка, как это было в середине 2000-х. Исторический максимум Финляндии — 500 тыс. TEU. Сейчас транзитом через Финляндию в Россию возят только очень дорогие грузы. И если было снижение транзита, то оно действительно может быть связано с забастовками в портах: "Если вы везете телевизор к рождественской распродаже, а привозите его в итоге 14 января, то кому он нужен?"
Напомним, забастовки в порту Хамина-Котка проходили 4 февраля 2013 года - 400 сотрудников Steveco выражали недовольство условиями работы. До того забастовки проходили в сентябре 2012 года (подробнее) и 13 июня 2012 года (подробнее).
Ранее по теме: Финляндия теряет русский транзит.