Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Gaudeamus igitur, juvenes dum sumus (фото)

Gaudeamus igitur, juvenes dum sumus (фото)

822
ekabu.ru
Источник:

Татьянин день, праздник студентов Московского университета, национализировали в 2005 году, объявив его всероссийским днем студента. Однако сказать, что традиция праздновать день основания МГУ широко разошлась по стране, было бы преувеличением, что вполне объяснимо традициями. Петербургское студенчество - от "корней" до наших дней. Что отличает наших студентов от учащихся вузов других городов. Интересные исторические факты, связанные с высшим образованием - в материале "Фонтанки".

Петербургское студенчество - от "корней" до наших дней.

Интересные исторические факты, связанные с высшим образованием - в материале "Фонтанки".

Татьянин день, праздник студентов Московского университета, национализировали в 2005 году, объявив его всероссийским днем студента. Однако сказать, что традиция праздновать день основания МГУ широко разошлась по стране, было бы преувеличением, что вполне объяснимо традициями. Разгул и широкие кутежи в университетах других городов либо не приветствовались вовсе, либо (что чаще) проходили на постоянной основе – студенты свято соблюдали заветы вагантов и предложение праздновать «высочайший указ», пусть даже об основании их университета, почли бы за оскорбление.

Санкт-Петербургский университет в Российской империи был самым многонациональным по составу студентов. Доля юношей с русскими фамилиями, вероятно, не составляла и половины учащихся, основу курсов составляли немцы – и «коренные», родившиеся в Петербурге, и выходцы из остзейских (прибалтийских) губерний, и поляки, учившиеся на стипендию Царства Польского или дворянства отдельных западных губерний.

Из немецких университетов в Дерптский, оттуда — в Петербургский вместе с переходящими студентами переносились и обычаи студенческого поведения - дуэлей, пирушек, собратств. Причем в отличие от европейских университетов корпорации собственно учебного заведения в Санкт-Петербурге не сложилось. Студенты объединялись в землячества по национальному признаку (немцы, поляки, русские). Сначала образовалась Baltika, состоящая из остзейских немцев, в пику ей из «продвинутых» русских студентов сложилась корпорация Ruthenia (в нее входил и поэт Николай Языков), последним образовалось сообщество студентов-поляков — Oguł.

Корпорации обладали большим влиянием в студенческой среде. Они регулировали повседневную жизнь и даже нравственность своих членов. Студент, совершивший недостойный поступок, подлежал суду чести (Ehregericht). Если проступок признавался извинительным, он подвергался временному исключению из среды корпорантов: то есть оставался в университете, но товарищи не имели права кланяться и говорить с ним в продолжение определенного времени, пока все случившееся не предавалось забвению. За более серьезные проступки против нравственности виновный подвергался вечной изоляции, то есть до окончания курса никто из членов корпорации с ним не общался. Самыми пунктуальными в соблюдении обычаев были – вполне ожидаемо - представители немецкой Baltika, члены русской корпорации лишь подражали им.

Жизнь корпоранта была очень насыщенной. С утра в курильне составлялись компании для кутежей, обсуждались финансовые проблемы студентов, а заодно члены корпорации обменивались новостями. Вечером корпорант непременно участвовал в кнейпах (маленьких вечеринках с трубками и вином), а изредка — в коммершах (больших праздниках и шествиях, в которых непременно участвовала вся корпорация). На этих празднествах обязательным было пение немецких студенческих песен (Burschenlieder) вперемешку с русскими студенческими песнями, сочиненными Николаем Языковым. И те, и другие были вполне выдержаны в традициях вагантов и, как правило, призывали «налить бокалы полней».

Многие из разгульных песен тех лет дошли, хоть и в измененном виде, до наших дней. Многие из них – например, «Коперник целый век трудился» вполне интернациональны, но есть и специфические, петербургские. Самая известная, про святого Исаакия, который решил прогулять ночь со студентами и за это был по наущению святого Гавриила исключен из «совета святых в небесах голубых», теперь, в просвещенном постсоветском обществе, скорее всего, должна быть сочтена мракобесной, разжигающей ненависть по национальному признаку и оскорбляющей чувства верующих. Но в темной и отсталой Российской империи ее воспринимали как рядовую студенческую шалость.

Места для «загулов» были более или менее постоянными. Студиозусы выбирали самые дешевые трактиры, где их кормили и поили в долг. В основном такие питейные заведения располагались в Загибенном переулке (в 1860-х годах он превратился в Двинский, Кубанский, Тучков и Волховский переулки) — кратчайший зигзагообразный маршрут от 1-й линии к зданию университета, существующий до сих пор. Студенты 1830-х годов посещали кондитерскую Кинша на углу Большого проспекта и 1-й линии, где был бильярд. Популярными ресторациями Васильевского острова были кухмистерская «Лондон» и заведение Гейде на 7-й линии, ресторан Тиханова на набережной напротив Николаевского моста. В этих точках студентам наливали в долг. По положению, можно было довести долг до 10 рублей ассигнациями, так как эту сумму университетское правление могло при необходимости погасить.

В советское время традиции «собственных университетских» кабаков сохранились. Самой большой популярностью по-прежнему пользовались питейные заведения Васильевского острова – пивбар «Петрополь» на Среднем проспекте (ныне магазин обуви), пивбары «Бочонок» на 16-й линии, ставший Jagermeister’ом, и «Гавань» на Среднегаванском проспекте, превратившийся в магазин «Сезон». В дневное время самым популярным заведением была «Академичка» - столовая Академии наук, в которой можно было не только поесть, но и выпить пива. Здесь обедали, отмечали праздники, а также вели интеллектуальные диспуты на самые разные темы – в первой половине 80-х в «Академичке» любили встречаться участники историко-филологического семинара Елены Рабинович, во второй половине 80-х здесь собирались участники семинара Сергея Чебанова. Сейчас на месте «Академички» открылся ресторан «Старая таможня». Еще одно постоянное питейное университетское заведение - кафе «Фрегат» на углу Большого проспекта В.О. и 13-й линии - превратилось в сетевой продуктовый магазин.

Обязательной частью студенческого быта было выяснение отношений с простыми горожанами. На Васильевском острове много лет шла «маленькая война» студентов с местными немцами-мастеровыми. Мемуарист сообщает как об обычном, повторяющемся событии о том, что студенты ходили на 27-ю линию «кататься с ледовых гор одного из Шустерклубов», при этом «били немцев; сидя на их спинах, спускались с гор» и вообще производили на Васильевском острове всевозможные «шалости». Эти «забавы» повторяли модель «разгульного поведения» немецких буршей, державших в страхе маленькие города Германии. Вечером студенты отправлялись на Невский проспект «показать себя».

Однако в основном их проделки того времени были мелким хулиганством, до уголовщины не доходило: студенты «то, идя пьяною ватагою по Николаевскому мосту, сбивали и бросали в Неву с прохожих шапки, то перевешивали вывески магазинов, то залезали в колодцы и пугали подъезжающих лошадей, неожиданно вскакивая и осаждая их за узду назад, то выходили на балконы плясать в костюме Адама, то забирались на чужие свадьбы, пользуясь тем, что на свадьбах обыкновенно гости со стороны жениха не знакомы с гостями со стороны невесты».

Отголоски этих традиций дошли и до наших дней – правда, уже распавшись по разным учебным заведениям. Курсанты Академии Макарова в ночь накануне выпуска обязательно одевают в специально пошитую тельняшку памятник Крузенштерну. Выпускники Военно-морского училища имени Дзержинского вытаскивают на середину Дворцовой площади один из якорей, находящихся у здания Адмиралтейства – в те времена, когда через Дворцовый мост ходили трамваи, уложить якорь поперек трамвайных путей и парализовать городское движение почиталось особой доблестью. Правда, неизвестно, что будет с этой традицией после переезда в здание Адмиралтейства главкомата ВМФ.

Выпускники Военно-транспортного университета железнодорожных войск и военных сообщений в ночь перед выпуском начищали ваксой сапоги памятнику Фрунзе, который стоит возле альма-матер. Поутру черные сапоги полководца удивительно контрастировали с ослепительной белизной памятника. Начальство, как бы ничего не подозревая, давало нагоняй дежурным. Памятник отмывали и снова приводили к ослепительной белизне. Впрочем, теперь ВТУ выселен с прежнего места и традиция прервалась.

История о том, что выпускники начищают пастой ГОИ в последнюю разгульную ночь гениталии коню Медного всадника настолько обросла самыми разными подробностями, что давно стала частью городского фольклора. Авторство этой идеи оспаривают выпускники сразу трех учебных заведений - Военно-транспортного университета железнодорожных войск, Нахимовского училища и училища Дзержинского.

Паста ГОИ пользуется популярностью и у выпускников Военного инженерно-технического университета. Вместо пряжек на ремнях молодые лейтенанты натирают ею гениталии Геракла, скульптура которого стоит в Екатерининском парке в Пушкине. Наутро прогуливающийся по пригороду народ любуется игрой солнца на отполированном фаллосе мифического героя. Причина, по которой Геракл пользуется популярностью у новоиспеченных офицеров, не раскрыта. Зато очевидны истоки традиции выпускников Военно-медицинской академии, у которых особым шиком считается натереть до блеска бюст Минерве – по совместительству богине медицины.

Выпускникам Военно-морского инженерного института слишком далеко добираться до легендарного Крузенштерна, поэтому каждый год тельняшка достается орлу, восседающему на Чесменской колонне в Пушкине. Причем задача это непростая – для того, чтобы взобраться на колонну, вначале приходится добираться до середины пруда. Вообще же, по данным Музея городской скульптуры, во время празднования окончания вузов страдают практически все петербургские памятники – неприкосновенными почему-то остаются только Кутузов и Барклай-де-Толли.

Впрочем, эти традиции постепенно умирают. Институты и училища перемещают с исторических мест, расформировывают и укрупняют. И в итоге своеобразная преемственность поколений разрушается. Попытка создать новые традиции, например, внедрить празднование Татьяниного дня, пока остаются только официальными начинаниями.

При подготовке материала частично
использованы открытые источники

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях