Татьянин день, праздник студентов Московского университета, национализировали в 2005 году, объявив его всероссийским днем студента. Однако сказать, что традиция праздновать день основания МГУ широко разошлась по стране, было бы преувеличением, что вполне объяснимо традициями. Петербургское студенчество - от "корней" до наших дней. Что отличает наших студентов от учащихся вузов других городов. Интересные исторические факты, связанные с высшим образованием - в материале "Фонтанки".
Петербургское студенчество - от "корней" до наших дней.
Интересные исторические факты, связанные с высшим образованием - в материале "Фонтанки".
Татьянин день, праздник студентов Московского университета, национализировали в 2005 году, объявив его всероссийским днем студента. Однако сказать, что традиция праздновать день основания МГУ широко разошлась по стране, было бы преувеличением, что вполне объяснимо традициями. Разгул и широкие кутежи в университетах других городов либо не приветствовались вовсе, либо (что чаще) проходили на постоянной основе – студенты свято соблюдали заветы вагантов и предложение праздновать «высочайший указ», пусть даже об основании их университета, почли бы за оскорбление.
Санкт-Петербургский университет в Российской империи был самым многонациональным по составу студентов. Доля юношей с русскими фамилиями, вероятно, не составляла и половины учащихся, основу курсов составляли немцы – и «коренные», родившиеся в Петербурге, и выходцы из остзейских (прибалтийских) губерний, и поляки, учившиеся на стипендию Царства Польского или дворянства отдельных западных губерний.
Из немецких университетов в Дерптский, оттуда — в Петербургский вместе с переходящими студентами переносились и обычаи студенческого поведения - дуэлей, пирушек, собратств. Причем в отличие от европейских университетов корпорации собственно учебного заведения в Санкт-Петербурге не сложилось. Студенты объединялись в землячества по национальному признаку (немцы, поляки, русские). Сначала образовалась Baltika, состоящая из остзейских немцев, в пику ей из «продвинутых» русских студентов сложилась корпорация Ruthenia (в нее входил и поэт Николай Языков), последним образовалось сообщество студентов-поляков — Oguł.
Корпорации обладали большим влиянием в студенческой среде. Они регулировали повседневную жизнь и даже нравственность своих членов. Студент, совершивший недостойный поступок, подлежал суду чести (Ehregericht). Если проступок признавался извинительным, он подвергался временному исключению из среды корпорантов: то есть оставался в университете, но товарищи не имели права кланяться и говорить с ним в продолжение определенного времени, пока все случившееся не предавалось забвению. За более серьезные проступки против нравственности виновный подвергался вечной изоляции, то есть до окончания курса никто из членов корпорации с ним не общался. Самыми пунктуальными в соблюдении обычаев были – вполне ожидаемо - представители немецкой Baltika, члены русской корпорации лишь подражали им.
Жизнь корпоранта была очень насыщенной. С утра в курильне составлялись компании для кутежей, обсуждались финансовые проблемы студентов, а заодно члены корпорации обменивались новостями. Вечером корпорант непременно участвовал в кнейпах (маленьких вечеринках с трубками и вином), а изредка — в коммершах (больших праздниках и шествиях, в которых непременно участвовала вся корпорация). На этих празднествах обязательным было пение немецких студенческих песен (Burschenlieder) вперемешку с русскими студенческими песнями, сочиненными Николаем Языковым. И те, и другие были вполне выдержаны в традициях вагантов и, как правило, призывали «налить бокалы полней».
Многие из разгульных песен тех лет дошли, хоть и в измененном виде, до наших дней. Многие из них – например, «Коперник целый век трудился» вполне интернациональны, но есть и специфические, петербургские. Самая известная, про святого Исаакия, который решил прогулять ночь со студентами и за это был по наущению святого Гавриила исключен из «совета святых в небесах голубых», теперь, в просвещенном постсоветском обществе, скорее всего, должна быть сочтена мракобесной, разжигающей ненависть по национальному признаку и оскорбляющей чувства верующих. Но в темной и отсталой Российской империи ее воспринимали как рядовую студенческую шалость.
Места для «загулов» были более или менее постоянными. Студиозусы выбирали самые дешевые трактиры, где их кормили и поили в долг. В основном такие питейные заведения располагались в Загибенном переулке (в 1860-х годах он превратился в Двинский, Кубанский, Тучков и Волховский переулки) — кратчайший зигзагообразный маршрут от 1-й линии к зданию университета, существующий до сих пор. Студенты 1830-х годов посещали кондитерскую Кинша на углу Большого проспекта и 1-й линии, где был бильярд. Популярными ресторациями Васильевского острова были кухмистерская «Лондон» и заведение Гейде на 7-й линии, ресторан Тиханова на набережной напротив Николаевского моста. В этих точках студентам наливали в долг. По положению, можно было довести долг до 10 рублей ассигнациями, так как эту сумму университетское правление могло при необходимости погасить.
В советское время традиции «собственных университетских» кабаков сохранились. Самой большой популярностью по-прежнему пользовались питейные заведения Васильевского острова – пивбар «Петрополь» на Среднем проспекте (ныне магазин обуви), пивбары «Бочонок» на 16-й линии, ставший Jagermeister’ом, и «Гавань» на Среднегаванском проспекте, превратившийся в магазин «Сезон». В дневное время самым популярным заведением была «Академичка» - столовая Академии наук, в которой можно было не только поесть, но и выпить пива. Здесь обедали, отмечали праздники, а также вели интеллектуальные диспуты на самые разные темы – в первой половине 80-х в «Академичке» любили встречаться участники историко-филологического семинара Елены Рабинович, во второй половине 80-х здесь собирались участники семинара Сергея Чебанова. Сейчас на месте «Академички» открылся ресторан «Старая таможня». Еще одно постоянное питейное университетское заведение - кафе «Фрегат» на углу Большого проспекта В.О. и 13-й линии - превратилось в сетевой продуктовый магазин.
Обязательной частью студенческого быта было выяснение отношений с простыми горожанами. На Васильевском острове много лет шла «маленькая война» студентов с местными немцами-мастеровыми. Мемуарист сообщает как об обычном, повторяющемся событии о том, что студенты ходили на 27-ю линию «кататься с ледовых гор одного из Шустерклубов», при этом «били немцев; сидя на их спинах, спускались с гор» и вообще производили на Васильевском острове всевозможные «шалости». Эти «забавы» повторяли модель «разгульного поведения» немецких буршей, державших в страхе маленькие города Германии. Вечером студенты отправлялись на Невский проспект «показать себя».
Однако в основном их проделки того времени были мелким хулиганством, до уголовщины не доходило: студенты «то, идя пьяною ватагою по Николаевскому мосту, сбивали и бросали в Неву с прохожих шапки, то перевешивали вывески магазинов, то залезали в колодцы и пугали подъезжающих лошадей, неожиданно вскакивая и осаждая их за узду назад, то выходили на балконы плясать в костюме Адама, то забирались на чужие свадьбы, пользуясь тем, что на свадьбах обыкновенно гости со стороны жениха не знакомы с гостями со стороны невесты».
Отголоски этих традиций дошли и до наших дней – правда, уже распавшись по разным учебным заведениям. Курсанты Академии Макарова в ночь накануне выпуска обязательно одевают в специально пошитую тельняшку памятник Крузенштерну. Выпускники Военно-морского училища имени Дзержинского вытаскивают на середину Дворцовой площади один из якорей, находящихся у здания Адмиралтейства – в те времена, когда через Дворцовый мост ходили трамваи, уложить якорь поперек трамвайных путей и парализовать городское движение почиталось особой доблестью. Правда, неизвестно, что будет с этой традицией после переезда в здание Адмиралтейства главкомата ВМФ.
Выпускники Военно-транспортного университета железнодорожных войск и военных сообщений в ночь перед выпуском начищали ваксой сапоги памятнику Фрунзе, который стоит возле альма-матер. Поутру черные сапоги полководца удивительно контрастировали с ослепительной белизной памятника. Начальство, как бы ничего не подозревая, давало нагоняй дежурным. Памятник отмывали и снова приводили к ослепительной белизне. Впрочем, теперь ВТУ выселен с прежнего места и традиция прервалась.
История о том, что выпускники начищают пастой ГОИ в последнюю разгульную ночь гениталии коню Медного всадника настолько обросла самыми разными подробностями, что давно стала частью городского фольклора. Авторство этой идеи оспаривают выпускники сразу трех учебных заведений - Военно-транспортного университета железнодорожных войск, Нахимовского училища и училища Дзержинского.
Паста ГОИ пользуется популярностью и у выпускников Военного инженерно-технического университета. Вместо пряжек на ремнях молодые лейтенанты натирают ею гениталии Геракла, скульптура которого стоит в Екатерининском парке в Пушкине. Наутро прогуливающийся по пригороду народ любуется игрой солнца на отполированном фаллосе мифического героя. Причина, по которой Геракл пользуется популярностью у новоиспеченных офицеров, не раскрыта. Зато очевидны истоки традиции выпускников Военно-медицинской академии, у которых особым шиком считается натереть до блеска бюст Минерве – по совместительству богине медицины.
Выпускникам Военно-морского инженерного института слишком далеко добираться до легендарного Крузенштерна, поэтому каждый год тельняшка достается орлу, восседающему на Чесменской колонне в Пушкине. Причем задача это непростая – для того, чтобы взобраться на колонну, вначале приходится добираться до середины пруда. Вообще же, по данным Музея городской скульптуры, во время празднования окончания вузов страдают практически все петербургские памятники – неприкосновенными почему-то остаются только Кутузов и Барклай-де-Толли.
Впрочем, эти традиции постепенно умирают. Институты и училища перемещают с исторических мест, расформировывают и укрупняют. И в итоге своеобразная преемственность поколений разрушается. Попытка создать новые традиции, например, внедрить празднование Татьяниного дня, пока остаются только официальными начинаниями.
При подготовке материала частично
использованы открытые источники