Два из трех крупнейших дилеров — поставщиков автобусов для городских перевозок готовы покинуть петербургский рынок. О своем решении они уже сообщили в Смольный, который подготовил конкурс, по их мнению, создающий более выгодные условия для единственного производителя — автозавода «Волжанин». Если угроза поставщиков воплотится в жизнь, власти рискуют сорвать план обновления автопарка на ближайшие три года.
Как стало известно «Фонтанке», Петербург может остаться без автобусов марок «ГАЗ» и «Нефаз». Дилеры этих автопредприятий планируют отказаться от участия в тендерных процедурах, организуемых комитетом по транспорту и ГУП «Пассажиравтотранс». Они уже направили соответствующие уведомления в Смольный.
По данным нашего издания, об отмене ранее направленных в комитет и ГУП писем о заинтересованности в поставке в Петербург своих автобусов заявила компания «Нефаз». Коммерческий директор предприятия Виктор Петровский ссылается на сложности, возникающие с одобрением петербургскими чиновниками городских автобусов, которые производятся на предприятии.
Группа «ГАЗ» также не подает своих ценовых предложений в Смольный. И, как подтверждает председатель совета директоров официального дилера «ГАЗ» - «ПитерБасЦентр» Марк Броновский, компания не намерена участвовать в этом процессе. Официальная причина в том, что автобусы «ГАЗа» не попадают по техническим характеристикам под условия, выставленные Смольным.
Как уже сообщала «Фонтанка», участникам рынка городской комитет по транспорту объявил о заинтересованности в приобретении 180 односекционных автобусов длиной 15 метров. Стоит сказать, что большинство производителей уже отказались от выпуска таких длинных автобусов без гармошки. Наиболее удачным размером большинство из них сочло 12-метровые машины. Они показались наиболее удобными и властям многих регионов. Целый ряд российских городов уже отказались от 15-метровых образцов общественного транспорта и перешли к более коротким 12-метровкам.
Производство удлиненных односекционных автобусов сохранил единственный поставщик - «Волжанин». Исходя из этого, другие участники рынка сделали вывод, что власти подготовили конкурс в интересах этого производителя.
Отказ от борьбы за транспортные тендеры города двух производителей, оказавшихся не у дел, может быть не чем иным, как способом давления на Смольный. Ведь для всех очевидно, что, если «ГАЗ» и «Нефаз» не придут ни на один конкурс (даже по другим автобусам, например, 18-метровым гармошкам), план обновления автопарка городских автобусов на ближайшие годы окажется под угрозой срыва.
Напомним, что с 2013-го по 2015 год власти планируют приобрести 251 новый автобус. А с таким объемом одному поставщику справиться будет довольно сложно.
И опыт оказавшегося в привилегированном положении «Волжанина» эти опасения подтверждает. Как сообщала «Фонтанка», в июне 2012 года этот производитель выиграл крупный тендер департамента транспорта столицы. Завод обязался поставить 170 автобусов за 1,7 млрд рублей.
Однако он, судя по всему, переоценил свои производственные мощности и не смог выполнить взятые на себя обязательства. Департамент транспорта Москвы в октябре 2012 года подал в адрес предприятия иск в арбитражный суд о расторжении госконтракта и взыскании неустойки в размере 1,3 млрд рублей. Впрочем, и сам «Волжанин» не остался в стороне, подав встречный иск с требованием принять «гармошки» вместо односекционных машин.
Сейчас производители надеются, что транспортные власти Петербурга внесут изменения в условия тендеров. Тогда они рассмотрят возможность участия в борьбе за поставки городских автобусов в Северную столицу.
Отметим, что борьба между производителями на петербургском рынке развернулась за очень серьезные деньги. Ведь комитет по транспорту и ГУП «Пассажиравтотранс» планируют потратить на приобретение нового подвижного состава до 2015 года более 3,75 млрд рублей из городского бюджета.
Маша Могилевская,
«Фонтанка.ру»