Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город В Петербурге хотят переплюнуть Оксфорд с Гарвардом

В Петербурге хотят переплюнуть Оксфорд с Гарвардом

2 429
www.online812.ru
Источник:

СПбГУСЭ решил присоединиться к объединению университетов ФИНЭК и ИНЖЭКОН. Появившийся в результате в Петербурге экономический вуз-левиафан будет больше, чем Оксфорд или Гарвард. Он консолидирует 60 тысяч студентов, 3 тысячи преподавателей, 25 филиалов и хочет претендовать на место в пятерке лучших учебных заведений России. Насколько эти проекты совместимы с жизнью, и с какими трудностями придется столкнуться гиганту, разбиралась «Фонтанка».

СПбГУСЭ сольется с объединяющимися университетами ФИНЭК и ИНЖЭКОН. В результате появится новый вуз, который будет работать под брендом СПбГЭУ -Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Такое решение ученый совет университета озвучил 6 ноября. По информации «Фонтанки», этот шаг, ставший неожиданным для многих студентов и преподавателей, готовился давно, а вовсе не стал причиной того, что после убийства Александра Викторова ГУСЭ лишился ректора.

«Вопрос об объединении обсуждался еще в феврале, – комментирует председатель совета ректоров Петербурга Владимир Васильев. – Причем Александр Дмитриевич Викторов, безусловно, считал это решение целесообразным. Более серьезный диалог происходил летом. Правда, затем, по понятным причинам, процесс растянулся». (Викторов был застрелен возле своего дома во Всеволожске 5 сентября (http://www.fontanka.ru/2012/09/06/018/). С тех пор, что примечательно, новый ректор СПбГУСЭ так и не был назначен. – Прим. «Фонтанки»).

Сроки, в которые завершится слияние, сторонами процесса не озвучиваются. Руководитель пресс-службы ФИНЭК Иван Кривоносов смог рассказать «Фонтанке» только то, что ФИНЭК и ИНЖЭКОН станут единой структурой к январю. «После этого останется, конечно, еще ряд технических моментов – например, объединение счетов. Но, в любом случае, в следующем учебном году мы уже объявим общий прием», – отмечает он. Что же касается слияния с СПбГУСЭ, то его скорость будет зависеть от позиции Минобрнауки.

Как поясняет Кривоносов, сейчас все три вуза готовят общий пакет документов об объединении, который направят в министерство до конца года. Он, вероятно, будет рассмотрен федеральными чиновниками в феврале-марте. Кроме того, все три университета написали письмо с просьбой о поддержке своего решения Георгию Полтавченко. «Ответ губернатора будет приложен к бумагам, которые мы направим в Минобразования», – обещает Кривоносов.

Когда формально завершится объединение, впрочем, вопрос в этой истории не такой уж и важный. Ведь уже сейчас понятно, что будущий университет превратится в своеобразного колосса, консолидируя огромные ресурсы.

По подсчетам «Фонтанки», он будет обладать 17 зданиями в Петербурге. В том числе такими аппетитными объектами, как главный корпус ФИНЭК на набережной канала Грибоедова, учебный корпус ИНЖЭКОН на Марата, 27, институты СПбГУСЭ на Чехова и Большой Морской улице. Филиальная сеть нового учреждения покроет всю Россию и распространится даже на дальнее зарубежье: в настоящий момент у тройки вузов, если верить их сайтам, имеется 25 филиалов и представительств – в Анадыре, Апатитах, Кизляре, Чебоксарах, Сыктывкаре, Калининграде и даже Дубае.

Не меньше впечатляет и общая численность преподавателей, которая составит 2,8 тысячи человек, а также студентов: если суммировать количество учащихся всех форм обучения, получится 63 тысячи. Это больше, чем в СПбГУ (около 30 тысяч студентов) или МГУ (по состоянию на 2011 год – около 40 тысяч учащихся). Более того, СПбГЭУ «переплюнет» по числу воспитанников даже Оксфорд и Гарвард вместе взятые (в самом известном британском и американском вузах обучаются по 18 тысяч человек).

Если мы верно проинтерпретировали заявления представителей нового вузовского консорциума, то такие колоссальные объемы им нужны, чтобы завоевать господство – для начала, в российском масштабе.

«Наша цель – создать конкурентный экономический университет, который дает специалистов с хорошим образованием, – подчеркивает Иван Кривоносов. – Мы хотим войти в пятерку лучших вузов России по рейтингу, который составит Минобразования, и занять лидирующие позиции в мировом рейтинге образовательных услуг».
Как ни странно, опрошенные «Фонтанкой» эксперты отмечают: задача решаема. Хотя и с некоторыми оговорками. Так, например, Владимир Васильев полагает, что при удачном стечении обстоятельств «новообразование», действительно, сможет составить конкуренцию профильным вузам – Высшей школе экономики, Финансовой академии при правительстве РФ, Российской академии народного хозяйства и госслужбы и даже экономическим факультетам СПбГУ и МГУ. «Задача выйти на мировую арену сложнее, – рассуждает эксперт. – Для этого нужна публикационная активность в международных журналах, внушительный объем научно-исследовательских работ, приглашенные ученые с высокими степенями. Насколько я знаю, администрация объединенного университета собирается работать именно в этом направлении».

Как добавляет руководитель лаборатории «Социология образования и науки», замдиректора Высшей школы экономики в Петербурге Даниил Александров, появление СПбГЭУ серьезно перекроит городской рынок образования. «Вопрос даже не в том, с кем новый вуз сможет конкурировать, а в том, кто сможет составить конкуренцию ему, – рассуждает эксперт. – Очевидно, что с рождением этого гиганта другим социально-экономическим университетам, в том числе и петербургскому филиалу ВШЭ, придется пересматривать стратегию развития, искать новые сегменты, в которых можно продвигаться». Позицию московских университетов, по расчетам Александрова, петербургский триумвират не изменит. А вот с иностранными вузами он сможет конкурировать только в том случае, если большую часть программ переведет на английский язык: «В международные рейтинги новому учебному заведению попасть будет трудно. Основной поток котируемых за рубежом исследований складывается за счет физики высоких энергий, физики твердого тела и других дисциплин, требующих дорогого оборудования».

Впрочем, как полагает заведующая кафедрой институциональной экономики НИУ ВШЭ в Петербурге Наталья Заиченко, даже попасть в международные рейтинги в обозримом будущем – проблема решаемая, если руководство СПбГЭУ решит «купить лучшие научные головы» за границей. «Любое объединение вузов нужно начинать, имея такие амбициозные планы, – констатирует она. – Другое дело, что пока все три университета не входят даже в список 500 лучших по шанхайскому рейтингу. А СПбГУСЭ и вообще можно эмоционально оценить как слабый вуз, для которого присоединение – самый оптимальный жизненный вариант».

Более серьезным вызовом для трех петербургских университетов, по мнению экспертов, станет необходимость «переварить» друг друга и образовать новые структуры управления. По прогнозам Даниила Александрова, этот процесс займет, как минимум, десятилетие, а его первые результаты мы увидим через 5 лет. «Руководству нужно инициировать мощную перестройку – заставить людей пересмотреть курсы, придумать что-то новое. Если у преподавателей и администрации есть воля к изменениям, то слияние пойдет на пользу», – считает эксперт. «Мировая история высшего образования знает и случаи более крупных объединений. Успех зависит от менеджмента. Поэтому, чтобы избежать склок, желательно ввести внешнее управление, например, со стороны Минобрнауки», – советует Наталья Заиченко.

Профессор Европейского университета в Петербурге Дмитрий Травин, однако, вносит ложку дегтя в рассуждения коллег и напоминает, что сокращений преподавательского состава в процессе слияния не избежать: «В таких крупных университетах легче убирать дублирующие кафедры, функции. И это выгодно для власти: вузы становятся более управляемыми».

Вместо того чтобы резать штаты, «триумвирату» следует задуматься о том, чтобы уменьшить численность студентов, считают специалисты. «На месте руководства СПбГЭУ я бы серьезно, на треть, сократил прием. И, кроме того, выделил из вуза структуры, которые занялись бы подготовкой примерно 20 тысяч учащихся по программам «технического бакалавриата». Например, по специальности бухгалтера, – говорит Даниил Александров. – Хорошие вузы известны тем, что в них создается определенная социальная среда, в которой студенты становятся счастливыми людьми. Мы ценим учебное заведение не только за знания, но и за ярких преподавателей, хороших друзей. С 60 тысячами студентов такое невозможно: университет становится неуправляемым. Он превращается в машину массовой переработки, которая сначала поглощает, затем выбрасывать молодежь».

Напомним, что процесс укрупнения вузов в Петербурге начался осенью прошлого года. Тогда Минобразования издало приказы об объединении ряда учебных заведений: Морской академии им. С. О. Макарова и Университета водных коммуникаций, Политехнического университета и Института машиностроения, Медицинской академии им. И. И. Мечникова и Медицинской академии постдипломного образования, Национального исследовательского университета ИТМО и Университета низкотемпературных и пищевых технологий. Процесс объединения также затронул ИНЖЭКОН и ФИНЭК.
7 мая, в день инаугурации, президент Владимир Путин издал указ разработать и утвердить программу реструктуризации неэффективно работающих государственных вузов. В планах сокращение до 20% учебных заведений.

Софья Вертипорох, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях