Смерть 85-летнего Василия Курятникова, оспаривавшего пресловутый ценз оседлости, не должна поставить точку в битве за жилье для ветеранов ВОВ. Родные и близкие ветерана намерены продолжать борьбу ради 12 тысяч пока еще живых победителей фашистской Германии, ныне живущих в Петербурге без собственной крыши над головой. Сейчас готовится обращение в Конституционный суд.
Василий Курятников, один из ключевых борцов с цензом оседлости для ветеранов Великой Отечественной войны, так и не дожил до получения собственной квартиры. 1 ноября он скончался. Его сын Виктор намерен продолжать добиваться справедливости — уже не для своего отца, а для других стариков, которые продолжают надеяться на то, что государство в благодарность за победу в самой страшной войне в истории человечества отблагодарит их хоть какой-нибудь крышей над головой.
«Конечно, я буду продолжать бороться с этой несправедливостью, при которой ветеранов разделяют на достойных квартир и недостойных, - сказал «Фонтанке» сын Василия Михайловича Курятникова Виктор. - Буду делать это уже не для своего отца, а для других, тех, которые пока еще живы». Сейчас, по его словам, готовится обращение в Конституционный суд — Курятников намерен оспаривать законность принятой в Петербурге нормы, по которой жилье представляется только тем ветеранам войны, которые прожили в Петербурге не менее 10 лет.
О квартирной истории Василия Курятникова «Фонтанка» уже писала. Она началась в 2007 году, когда пенсионер приехал в Петербург после смерти жены. Однако из-за ценза оседлости, принятого в нашем городе, ему отказались предоставлять жилье в рамках программы улучшения жилищных условий ветеранов.
До самой своей смерти Василий Михайлович проживал в 11-метровой комнате бывшего общежития вместе с сыном, его женой и двумя маленькими детьми. Он ушел из жизни тихо и, несмотря на возраст, внезапно, до последней своей минуты не терзая близких старческими болячками и капризами.
Все последние пять лет жизни ветеран Великой войны пытался доказать властям Петербурга, что он достоин собственной квартиры. В мае 2011 года в судебной тяжбе наметился было позитивный сдвиг. Судья горсуда Татьяна Гунько удовлетворила иск Василия Курятникова, объединенного с заявлением еще двух ветеранов - Нины Буйневич и Раисы Галиной, и отменила в части, касающейся участников ВОВ, постановление администрации Петербурга, предусматривающее 10-летний ценз оседлости для постановки на очередь в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
«Решение суда мы, конечно, будем исполнять, - комментировал тогда «Фонтанке» ситуацию Юрий Осипов, на тот момент глава жилищного комитета. - Но нужно понимать, что ценз отменен для ветеранов Отечественной войны, и теперь претендовать на улучшение жилищных условий смогут еще 8 - 10 тысяч человек. А это означает, что все остальные очередники будут отодвинуты».
Однако радость победы была недолгой. 20 июля Верховный суд РФ удовлетворил кассационное представление прокуратуры Петербурга, отменив решение городского суда и вернув дело на новое рассмотрение в ином составе суда. Новой судье Светлане Сухаревой потребовалось 4 часа, чтобы разом покончить с проблемой. В удовлетворении исковых требований ветеранам ВОВ - Василию Курятникову, Нине Буйневич и Раисе Галиной — отказать. Верховный суд это решение одобрил.
Таким образом, были пройдены почти все инстанции, предусмотренные российской судебной системой. На стадии подготовки жалобы в Конституционный суд к сыну ветерана Виктору Курятникову присоединился Олег Караванец, сын 84-летнего Антона Караванца, который в мае прошлого года стал известен своим обращением к президенту США Бараку Обаме. В письме ветеран заявил, что жалеет о том, что во время войны отказался от предложения американских союзников переехать на ПМЖ в Штаты.
Ответа из Белого дома он так и не дождался, но зато к бывшему фронтовику внезапно проявила повышенное внимание администрация Петербурга. Юрий Осипов, возглавлявший в то время жилищный комитет, лично занялся решением жилищной проблемы одного отдельно взятого участника войны. Сейчас, как сообщил «Фонтанке» Олег Караванец, его отец получил от городских властей однокомнатную квартиру на 4-й Красноармейской. Жилье предоставлено на условиях соцнайма — без права приватизации и передачи по наследству.
Олег Караванец, как и Виктор Курятников, борьбу с системой прекращать не собирается. «Теперь уже ни меня, ни Виктора никто не сможет обвинить в корыстных побуждениях, что раньше пытались сделать не раз, - пояснил он. - Мы будем пытаться поломать несправедливую норму и дальше и надеемся, что другие ветераны смогут дожить до получения отдельных квартир».
Попутно Олег Караванец обратился в Куйбышевский суд с иском к газете «Санкт-Петербургские ведомости» - он требует взыскать с издания компенсацию за моральный ущерб, нанесенный его отцу статьей «Ветеранец». «Отца оболгали, обвинили в том, что он продал Родину, сейчас продается американцам, усомнились, что действительно воевал, - рассказывает он. - Поэтому теперь мы будем добиваться опровержения и компенсации ущерба». Сумма, заявленная в исковом требовании, составляет 5 миллионов, дело рассматривается в Куйбышевском районном суде.
Напомним, в преддверии 65-летия Победы Дмитрий Медведев, тогда — президент России, своим указом потребовал прекратить унижение участников ВОВ и обеспечить их жильем. На фоне вручения ветеранам ключей от квартир в СМИ стали появляться сообщения о фактах начавшейся войны между ветеранами и чиновниками, по разным причинам отказывающими в праве на крышу над головой. В борьбе за жилье участники войны использовали разные методы: отсылали премьеру Владимиру Путину свои награды, писали письма американскому президенту Бараку Обаме и оспаривали решение государевых мужей в суде.
Но пока чиновники, судя по всему, не намерены менять свои позиции. «Полагаю, что ветеранам ВОВ необходимо предоставлять госжильё там, где они выберут, а не пожелают их дети, внуки, правнуки и т. д.», - заявил Георгий Полтавченко в своем блоге в "Твиттере" в ответ на вопрос об отмене ценза оседлости для получения ветеранами войны жилья в Петербурге.
Сами ветераны уже подсчитали, что стоимость нового стадиона на Крестовском острове — 44 миллиарда рублей — составляет ровно ту сумму, которая необходима, чтобы обеспечить жильем всех нуждающихся стариков. На это же обстоятельство указал и депутат ЗакСа Борис Вишневский в своем обращении к премьер-министру Дмитрию Медведеву и попросил либо привлечь к финансированию строительства «Газпром», раз уж спортивное сооружение предлагают назвать в честь этой компании, либо выделить средства из федерального бюджета. А сэкономленные деньги парламентарий предложил потратить на решение более насущных городских проблем, в том числе и на обеспечение ветеранов жильем. Ответа на это обращение пока нет.
Юлия Никитина,
Кира Обухова,
«Фонтанка.ру»