Пенсионный фонд России может закончить рассылать гражданам «письма счастья» - сообщения о состоянии их личных пенсионных счетов. Соответствующий законопроект уже внесен на рассмотрение в Госдуму. Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru выяснил, как восприняли эту инициативу россияне и что они делают с сообщениями из ПФР сейчас.
Опрос был проведен среди россиян из 207 населенных пунктов в сентябре 2012 года среди экономически активного населения старше 18 лет. Размер выборки: 1600 респондентов.
1 вопрос для исследования: «Пенсионный фонд России собирается отказаться от рассылки гражданам писем, в которых информируют каждого человека о состоянии его пенсионных накоплений. Данную информацию можно будет запросить или воспользоваться порталом Госуслуг. Вы поддерживаете данное решение?».
Ответы респондентов распределились следующим образом:
41% (большая часть опрошенных) - возражает против отмены «писем счастья». По их мнению, полагаться на портал Госуслуги (Gosuslugi.ru) пока не следует, ведь далеко не все россияне умеют пользоваться интернет-сервисами, а самостоятельно обращаться в ПФР найдет время не каждый. Как ни странно, больше всего противников законопроекта оказалось среди молодежи до 24 лет (44%), а меньше всего – среди респондентов в возрасте от 35 до 44 лет (37%).
Некоторые комментарии респондентов:
«Поддерживаю» - 33%.
«На нашем участке нет почтальона уже два года, так что никакой корреспонденции мы и так не получаем». Старший менеджер, 51 год, Черкесск.
«Меньше бумаги – больше сохраненных деревьев. С другой стороны, кто-нибудь думал о бабушках и дедушках, с трудом понимающих, что такое интернет?». Инженер-конструктор, 21 год, Хабаровск.
«Поддерживаю только в том случае, если за запрос не будет взиматься плата». Кассир-операционист, 25 лет, Хабаровск.
«Кому это интересно, сами найдут такую информацию, а в остальном – это пустая трата денег». Менеджер по работе с клиентами, 27 лет, Ростов-на-Дону.
«Не вижу смысла переводить бюджетные деньги на бумагу и почту. Но в то же самое время отказ от рассылки должен производиться в добровольном порядке». Специалист, 27 лет, Санкт-Петербург.
«Зачем Пенсионному фонду тратиться? Накопительную часть все равно отменят. А чтобы народ не возмущался, все переводят на портал госуслуг (доступ к которому имеет очень мало людей)». Главный специалист, 32 года, Москва.
«Не поддерживаю» - 41%.
«Если в Пенсионном фонде исчезнут данные о накоплениях, а они на электронных носителях, то будет очень трудно доказать и восстановить искомое!». Бухгалтер, 45 лет, Санкт-Петербург.
«Так я никогда не узнаю, сколько у меня денег, будет не до этого». Директор розничного магазина, 30 лет, Санкт-Петербург.
«В РФ очень много деревень, сел, маленьких городов, в которых люди не знакомы с компьютерами. Сегодня по «письмам счастья» человек может проконтролировать, платит ли за него работодатель налоги. Когда отменят письма, такой возможности не будет. Надо будет посылать запрос, а поскольку народ у нас ленивый, то этого делать почти никто не станет, что в свою очередь может привести к недоплате налогов». Коммерческий директор, 37 лет, Москва.
«Многие граждане, особенно достигшие пенсионного возраста, не являются пользователями сети интернет. И для них, я полагаю, нужно оставить все по-старому». Координатор проектов, 29 лет, Москва.
«Мне данная рассылка не нужна. Я привык пользоваться интернет-ресурсами. С другой стороны, имеется огромная категория граждан, которые иным способом получить эту информацию не в состоянии. Хотя если принимать во внимание момент конфиденциальности… Письма теряются, попадают в чужие руки, доступ к ним может получить кто угодно...». Коммерческий директор, 33 года, Санкт-Петербург.
«Работа этого портала пока не отлажена, на нем невозможно ничего запросить, можно только зарегистрироваться, потратив без пользы свое время». Заведующий магазином, 37 лет, Новокузнецк.
«Чем они еще будут заниматься, кроме как рассылкой? Зачем там столько сотрудников? Пусть тогда негосударственные пенсионные фонды занимаются, т. к. они пользуются нашими деньгами! Бумаги формата А4 жалко? Отчет-то все равно программа в компьютере формирует!». Помощник индивидуального предпринимателя, 27 лет, Саратов.
«Затрудняюсь ответить» - 26%.
«Далеко не все граждане смогут воспользоваться этой возможностью». Менеджер проектов, 59 лет, Москва.
2 вопрос: «Какие действия вы предпринимали после получения писем Пенсионного фонда России о ваших пенсионных накоплениях?».
Ответы респондентов распределились следующим образом:
Некоторые комментарии респондентов:
«Обращался(лась) за разъяснениями» - 3%.
«Заключил договор с НПФ». Региональный представитель, 27 лет, Краснодар.
«Обращался(лась) с жалобой» - 1%.
«После получения открывала конверт, смотрела информацию. После того как в одном из писем обнаружила, что средства перевели без моего согласия в негосударственный пенсионный фонд, обратилась с жалобой в фонд и суд». Юрист, 41 год, Москва.
«Никаких, просто принимал(а) данную информацию к сведению» - 63%.
«Я не верю в нашу пенсионную реформу». Юрист, 31 год, Улан-Удэ.
«Складываю их в стопочку, чтобы ежегодно отслеживать сумму». Врач, 27 лет, Сургут.
«С грустью всхлипнула, увидев эти копейки, образовавшиеся за все время, что я работала». Декоратор, 27 лет, Москва.
«К сожалению, мои «накопления» столь ничтожны, что ничего не предпринимала». Маркетолог, 27 лет, Люберцы.
«Все равно накопительную часть отменят (об этом сейчас везде пишут), эти письма уже не нужны. Будет распределение, как раньше». Главный специалист, 32 года, Москва.
«Затрудняюсь ответить» - 5%.
«Непонятно описано. Сколько денег на счету, так и не пойму». Старший менеджер по персоналу, 24 года, Москва.
Группа компаний «Информационный центр»
По материалам Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru
«На правах рекламы»