Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Мария Щербакова: После Центрального любой район – рай

Мария Щербакова: После Центрального любой район – рай

1 223
Фото Михаила Огнева

Во всех многочисленных бедах Центрального района принято винить главу местной администрации Марию Щербакову. Она, в свою очередь, почти никогда публично не реагирует на эту критику. «Фонтанка» предоставила ей возможность ответить своим оппонентам и высказать свою точку зрения на проблемы с ремонтом крыш, историю со сносом дома Рогова и постоянные скандалы с подрядчиками.

– Мария Дмитриевна, давайте начнем с одной из главных проблем района – крыши. На заседании правительства 18 сентября глава жилищного комитета Валерий Шиян заявил, что Центральный район хуже всех справился с кампанией 2012 года по ремонту кровель. Вы согласны с такой оценкой?

– На момент заседания правительства у нас не было ни одной открытой кровли. Да, по четырем адресам объекты еще не были сданы. Но все они находились в высокой стадии готовности – где-то оставалось отремонтировать 50 квадратных метров, где-то – 70. При этом площадь самих крыш составляет около 4 тысяч кв.м.

Еще по 8 кровлям мы попросили вице-губернатора Игоря Борисовича Дивинского продлить срок работ до 1 октября, и все они были готовы на 80%. Отмечу также, что чисто кровельные работы были выполнены полностью. Не были закончены второстепенные составляющие ремонта: где-то еще не были установлены парапеты, где-то не смонтировали водосточные трубы.

– А как же тогда быть с кровлей в Басковом переулке, 13/15, ремонт которой сначала раскритиковал вице-губернатор Сергей Козырев, а затем не принял первый зампред жилищного комитета Владимир Гайдей. На ней, как известно, работала компания «СМУ-13». Ведь в итоге выяснилось, что в 2011 году этот подрядчик напортачил в Петроградском районе: тогда дело дошло даже до расторжения контракта. Как получилось, что он вдруг получил контракты в Центральном районе?

- Эта фирма не была включена в список недобросовестных подрядчиков, и поэтому имела полное право участвовать в конкурсе, в котором в итоге одержала победу. Что касается самой кровли, то в ходе производства работ выяснилось, что часть крыши одновременно является потолком мансарды. До выхода на объект это было неизвестно.

Мы провели исследование и поняли, что несущие конструкции в этом месте находятся в аварийном состоянии. Участок над мансардой был исключен из объема работ по ремонту кровли, так как теперь ему в первую очередь требуется усиление конструкций. А это в обязанности данного конкретного подрядчика не входит.

– У вас есть претензии к этой компании?

- Да, она выполнила все работы, предусмотренные сметой, но нарушила сроки производства работ. Вы понимаете, проблемы с подрядчиками были другого рода. В этом году они все знали, что должны сдать кровли к 1 сентября, а затем последуют разного рода неприятности – скандалы, санкции. В итоге подрядчики обследовали объекты, которые мы планировали отремонтировать, и увидели, что все они относятся к так называемым «тяжелым» крышам.

Взявшись за такой объект, компании не просто нужно поменять железо, как во многих других районах, но еще и заменить обрешетку, провести протезирование стропильных ног и многие другие работы. Одновременно все время нужно опасаться, что деревянное перекрытие может оказаться аварийным, и твои кровельщики провалятся в квартиру.

В итоге многие компании, испугавшись, что не успеют к 1 сентября, не стали заявляться на наши конкурсы, а ушли в другие районы, где им было бы легче. Более того: контракты по 16 домам были расторгнуты, так как подрядчики поняли, что не успеют сделать крышу к 1 сентября, и отказались выполнять работы. 50 миллионов рублей оказались не потраченными.

– А аванс остался у них?

- Нет, аванса они не получили. Таким образом, если в прошлом году мы отремонтировали кровли на 169 домах, то в этом – на 78. В квадратных метрах это соотношение выглядит следующим образом: 228 тысяч – в 2011, 110 тысяч – в 2012.

У нас есть кровли по 10 тысяч кв. м, как, например, на Загородном проспекте, 21/23. Для сравнения: 7 тысяч кв. м суммарная площадь семи кровель, отремонтированных в этом году в Кронштадтском районе. Именно поэтому, на мой взгляд, совершенно неправильно, когда жилищный комитет, отчитываясь о ремонтной кампании, сравнивает количество домов, а не квадратные метры кровель.

– С крышами понятно. Всего в 2012 году на капитальный ремонт домов администрация получила 600 млн рублей. Плюс какие-то деньги шли по линии жилищного комитета. Какова общая сумма?

– Около 1 миллиарда 600 миллионов.

– Разве этого недостаточно?

- Сейчас недоремонт жилого фонда района оценивается в 15,2 млрд рублей. Так, ремонт требуется 900 лифтам, более 1 тысячи фасадов домов, нужна замена инженерных коммуникаций примерно в 420 домах. Кроме того, необходимо реконструировать порядка 500 кровель – это около 700 тысяч кв. м и 2 млрд рублей.

По нормативам кровлю следует менять каждые 20 лет – это максимальный срок. У нас же есть объекты, где этого не происходило в течение 40-60 лет. Когда подрядчики приступают к ремонту наших крыш, то зачастую стропильная система просто падает. И мы не знаем, как эти 500 зданий пройдут зиму – ведь возможны не только протечки, но и обрушения. И столько проблемных адресов нет ни у одного района.

Та же ситуация и с фасадами. Сама штукатурка, лепные детали, их крепеж – все они имеют срок службы: в идеале фасады нужно менять каждые 5-8 лет. А у нас есть дома, в которых они не ремонтировались по 70 лет.

В следующем году на все виды капремонта мы получим лишь 400 млн рублей – именно такая сумма указана в проекте бюджета. Еще 94 млн финансирование от жилищного комитета. Но этих средств все равно не хватит, чтобы решить все проблемы.

– Так меньше получите не только вы, но и другие районы.

- Вы знаете, когда я еду по городу, то всегда говорю: «После Центрального любой район – рай». В других исторических районах через капремонт прошло большее число домов. Так, в середине 2000-х, когда я работала председателем жилищного комитета, губернатор Валентина Ивановна Матвиенко сочла необходимым уделить особое внимание Адмиралтейскому району. И поэтому туда были направлены значительные средства жилищного комитета.

Прежнее руководство Центрального района тогда просто не подавало заявку на ремонт, они молчали о существующих проблемах. А я молчать не стала: на должность главы районной администрации меня назначили в декабре 2010 года, а уже 22 марта 2011 года доложила о сложившейся ситуации губернатору города.

Мы подняли документы по обследованию жилого фонда, которые были подготовлены еще в 1970-80-е годы специализированным институтом «ЛенжилНИИпроект». Тогда его специалисты планово посещали дома и полностью обследовали – от фундамента до кровли. К этим исследованиям мы добавили наши собственные данные по самым проблемным адресам и отнесли все это губернатору.

- Но ведь данные 70-80-х к тому времени уже устарели! Почему нельзя было провести новые исследования?

- Это большие деньги, которые не были заложены в бюджете. Да, со времени проведения этих исследований состояние домов изменилось. Но уже тогда, в советское время, оно было таким, что несущие конструкции и перекрытия большей части зданий уже нужно было менять. У нас получились следующие цифры. Всего в районе 2443 здания. Из них капитальный ремонт на тот момент требовался 1048 домам, то есть почти половине. По нашей оценке, на все работы было необходимо 300 млрд рублей – в эту стоимость мы включили затраты на реконструкцию и переселение жителей.

- Фактически ваши пожелания исполнились спустя год. Как известно, сейчас городское правительство затевает масштабную программу по реконструкции исторического центра, стоимость которой уже оценивается в 4 трлн рублей. Может, уже нет такой необходимости вкладываться в точечный ремонт отдельных элементов домов, если скоро они будут тотально реконструированы?

- Реализация программы растянется на годы, а основные проблемы нужно решать уже сейчас. Никто потом не будет делать работы заново. Посмотрите на квартал, ограниченный Миллионной, Конюшенной площадью и Невским, который станет пилотной площадкой для программы, наряду с Коломной. Хуже всего там состояние домов на Миллионной улице, где и трещины есть на стенах, и люди без горячей воды сидят. Им, конечно, потребуется комплексный капитальный ремонт, придется менять деревянные перекрытия. Остальные здания в квартале находятся в приличном состоянии, в некоторых недавно проведен ремонт, в том числе и самими собственниками. Если технический осмотр покажет, что состояние стен и фундаментов нормальное, то будут выполнены работы по ремонту фасадов, замене инженерных систем, возможно – кровель.

- А какой квартал, на Ваш взгляд, следует реконструировать по программе после Миллионной – Конюшенной площади?

– По моему мнению, следующим должен стать квартал, ограниченный Лиговским проспектом, набережной Обводного, Загородным, Владимирским и Невским. Потом, после него – район Советских улиц и Суворовского проспекта.

– Недавно на территории района произошел очередной снос исторического здания – дома Рогова. Многие критиковали Вас за то, что снос не был остановлен. Почему Вы не сделали этого?

– В то воскресенье у меня был объезд по школам. Сначала мне позвонили из дежурной службы администрации и сообщили, что ведутся работы по разборке аварийных конструкций дома Рогова. Затем позвонил депутат Законодательного собрания Борис Вишневский. Через 40 минут я вместе с прокурором района была на месте. По периметру аварийного здания был установлен забор, разрешение на его установку было получено в установленном порядке. Напомню, что от здания фактически осталась одна только наружная стена. И со стороны Загородного было видно, что эта стена могла обрушиться в любую секунду. Поверьте: я имею опыт работы с аварийными зданиями с 1975 года, но даже мне было не по себе. Остановить разборку я не могла, так как это не входит в полномочия главы. Ко мне подошел Александр Сокуров: «Мария Дмитриевна, Вы глава района, Вы обязаны остановить снос». Я ответила: «Я обязана сегодня обеспечить безопасность жителей». На месте я оставалась до разборки всех частей здания, грозящих обрушением.

– И все-таки я не понимаю одного. Наверняка, Вы прекрасно понимали, что, кто бы ни был на посту главы Центрального района, критиковать его будут нещадно. Почему Вы не отказались, когда получили предложение занять эту должность? Работали бы себе спокойно в Красногвардейском районе.

- Насчет спокойно - вы преувеличиваете. У каждого района города своя специфика, свои проблемы. Я много лет работала в органах власти на разных должностях, но легко и спокойно нигде не было. Другое дело, что Центральный район – это сердце города, его руководитель всегда на виду, ответственность огромная. Конечно, был момент неуверенности, сомнения в собственных силах. Но я с самого начала чувствовала поддержку со стороны всех членов команды и понимала, что меня не бросают на амбразуру, а оказывают огромное доверие. В этих условиях я просто не могла отказаться, да и бегать от трудностей - не в моих правилах. Не могу сказать, что мне все равно, что и как обо мне говорят, но я стараюсь сосредоточиться на деле. Сегодня на уровне правительства есть четкое виденье того, как должен развиваться город, и мне кажется, что мы движемся в правильном направлении.

Беседовал Филипп Травников, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях