Результаты единого государственного экзамена в 2012 году не хуже, чем в прошлом. Несмотря на усложнение части заданий. Таковы результаты аналитической работы экспертов Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). С итогами экзаменационной кампании ознакомилась «Фонтанка».
ЕГЭ-2012 — это более 400 оригинальных вариантов контрольно-измерительных материалов по 14 предметам (математике, русскому языку, физике, химии, биологии, географии, обществознанию, истории, литературе, иностранным языкам, информатике и ИКТ). Всего для испытаний было придумано около 15 000 оригинальных заданий.
Во всех трех волнах ЕГЭ в целом по России приняли участие 892 561 человек. А доля экзаменов, проведенных в дополнительные сроки и досрочно, - составила 4,4 %. В основную волну (в мае — июне 2012 года) в ЕГЭ приняли участие 841 897 человек. Это на 8,1 % больше, чем в 2011-м. При этом общее количество проведенных экзаменов составило 2 897 816, что почти на 250 тысяч больше, чем годом ранее.
Средние тестовые баллы колебались от волны к волне довольно сильно. Как правило, лучше всего показатель у тех, кто проходит испытания досрочно (возможно, это обусловлено малым числом сдающих). Например, по математике средний тестовый балл в досрочной волне составил 50,5, в основной — 45,2, а в дополнительные сроки — 25,3; по физике — 52,8, 47,3 и 36,1 балла соответственно; по истории — 62, 52,1 и 37,5 балла.
По подсчетам аналитиков ФИПИ, из года в год увеличивается среднее количество экзаменов, выбираемых сдающими. Если в 2009-м это значение составляло 3,25, то в 2012-м — 3,44. По данным Федерального центра тестирования, около 7,6 % участников ЕГЭ 2012 года составили выпускники прошлых лет. И именно они, как правило, не преодолевают минимальный порог. Более того, по сравнению с 2011 годом ситуация ухудшилась. Так, математику не сдали 2,7 % выпускников текущего года и 44,1 % - прошлых лет (в 2011-м цифры составляли 1,9 и 31,1 процента соответственно); физику — 12,1 и 39,2 % (в 2011-м — 6,4 и 23,8 %); химию — 8,7 и 36,4 % (2011-м — 6,5 и 27,4 %).
Кстати, среди все сдававших ЕГЭ в России в 2012-м оказалось 129 человек, которые набрали 200 баллов по двум предметам. То есть смогли дважды верно решить абсолютно все предложенные задания. Напомним, что в Петербурге таких школьников оказалось 6 (http://www.fontanka.ru/2012/06/22/056/).
Проанализировали эксперты ФИПИ и результаты по каждому из предметов. Получилось, что результаты не сильно отличаются от прошлогодних. Несмотря на то, что задания по некоторым дисциплинам не только доработали, но и усложнили.
Математика. Тех, кто не набрал достаточного числа баллов для преодоления минимального порога, оказалось меньше, чем в прошлом году. «Это можно объяснить уменьшением числа фальсификаций, - считают эксперты. - При этом проблемы в математическом образовании выпускников, не набравших минимального балла, во многом связаны с плохим освоением курса основной и даже начальной школы».
При этом почти 16 % выпускников смогли набрать больше 63 тестовых баллов. Их называют потенциальными абитуриентами технических вузов. Еще 31 % - «группа ближнего резерва», способная при наличии мотивации подготовиться к получению образования по техническим специальностям.
В контрольно-измерительные материалы по этому предмету в 2012-м включили задания по теории вероятностей. А анализ итогов экзаменов показал... недостаток элементарной вычислительной культуры. «Учителям следует обратить внимание на отработку безошибочного выполнения несложных преобразований и вычислений (в том числе на умение найти ошибку) практически всеми группами», - отмечают аналитики, добавляя, что в 2012-м сдающие несколько лучше справились с геометрическими задачами.
Русский язык. Тенденции в сдаче этого экзамена стабильны. Традиционно плохо выполняются задания, проверяющие способность говорить. Также у выпускников недостаточно развиты навыки аналитической работы со словом и текстом, отсутствует практика анализа языковых явлений.
Физика. Последняя строчка соответствующего раздела итогового отчета звучит в некотором смысле как приговор: «Судя по получаемым в течение нескольких лет данным, число профильных физико-математических классов в образовательных учреждениях страны явно недостаточно для обеспечения вузов физико-технического профиля конкурентоспособными абитуриентами».
Физику сдали хуже. И дело даже не в почти в 2 раза увеличившемся числе тех, кто не смог преодолеть минимальный порог. Дело в тех, кто составляет надежду технических вузов. От 62 до 100 баллов в 2012-м набрали 11,7 % (для сравнения: в 2012-м — 16,7 %). А максимально возможный балл смогли набрать примерно в 5 раз меньше людей — 44 против прошлогодних 206.
Чего не знают выпускники? Даже на базовом уровне — третий закон Ньютона, закон сохранения импульса и постулаты Бора. Трудно решаются задачи на объяснение физических величин при протекании различных процессов.
Химия. Уровень овладения учебным материалом при выполнении разного уровня сложности заданий достаточно высок. Но есть пробелы. Возможно, тем, кто будет сдавать ЕГЭ в 2013-м, стоит обратить внимание на «степень окисления и виды химической связи в органических соединениях», «лабораторные и промышленные способы получения отдельных веществ». «Наибольшие затруднения выпускников выявлены при выполнении заданий практически-ориентированного характера, которые предполагали комплексное использование знаний в новых ситуациях», - отмечают специалисты.
Биология. Все молодцы. И выпускники (овладевшие «базовым ядром содержания биологического образования, предусмотренным стандартом»), и составители заданий («предлагаемая модель ЕГЭ по биологии зарекомендовала себя как эффективная, способная адекватно оценить образовательные достижения учащихся...»).
География. Этот предмет сдают единицы. Достаточно лишь указать, что в июне 2012 года в основную волну в испытании приняли участие 3 % выпускников общеобразовательных учреждений. «Подобная ситуация является следствием непонимания, что базирующееся на географических знаниях системное и пространственное географическое мышление необходимо во всех ключевых сферах деятельности — от политики и журналистики до экономики и бизнеса», - считают в ФИПИ.
В качестве типичных ошибок по итогам 2012 года называются непонимание географических терминов и понятий, обыденные и донаучные представления по ряду вопросов, почерпнутые, в том числе, из средств массовой информации. Ошибки возникают и при необходимости пространственно представить географическое положение России и ее субъектов.
Обществознание. Этот предмет — самый популярный. Кроме, пожалуй, обязательных русского и математики. И именно по поводу него у экспертов возникают определенные опасения. «Очевидно, что в преподавании предмета стали чаще использоваться модели заданий ЕГЭ и не только на стадии контроля, но и в качестве обучающих заданий. В целом это можно расценивать как положительное явление при условии, что вся палитра методов обучения не сводится только к этим приемам», - отмечают эксперты, подчеркивая необходимость формирования у подрастающего поколения целостных представлений и системных знаний об обществе.
История. Лучше всего испытуемым даются задания по периодам VIII – XVII веков и 1941 — 1945 годов. Слабо знаком период 1917 - 1941 годов (особенно период революций 1917 года) и 1945 — 1991 годов. Сравнительно низкие показатели зафиксированы при выполнении заданий по истории культуры вне зависимости от периода.
Литература. Сложнее всего справиться с лирикой. В 2012 году хорошо справились в заданиями по пьесе Гоголя «Ревизор», романам - Лермонтова «Герой нашего времени», Гончарова «Обломов», Шолохова «Тихий Дон» и Толстого «Война и мир», пьесам - Чехова «Вишневый сад» и Горького «На дне». Проблемы возникли с лирикой (в порядке убывания трудности для сдающих) Лермонтова, Маяковского, Пушкина, Фета.
Иностранные языки (английский, немецкий, французский и испанский). 100 баллов смогли набрать лишь сдающие английский язык. 28 человек. Выяснилось, что российским выпускникам сложно написать письмо личного характера на иностранном языке: «При этом растет количество плагиата и случаев, когда экзаменуемые, игнорируя формулировку задания, воспроизводят опубликованные тексты на сходную тему».
Информатика и ИКТ. Все в порядке у тех, кто сдает экзамен с «системами счисления» и «файловой системой». Особое внимание нужно обратить на изучение понятийного аппарата и основных формул, связанных с организацией и функционированием компьютерных сетей, кодированием графических и звуковых данных. Помимо этого для успешной сдачи экзамена необходимо решать как можно больше задач и уделять время разработке программ.
Мария Цыганкова, "Фонтанка.ру"