Конституционный суд России разрешил муниципалитетам принимать решения о приватизации отдельных служебных жилых помещений с учетом сохранения необходимого объема всего служебного жилищного фонда. Постановление было провозглашено 30 марта.
Напомним, дело было рассмотрено 28 февраля в открытом заседании. Судьи поверяли конституционность нормы закона о приватизации, согласно которой муниципалы могут самостоятельно решать вопросы с передачей служебного жилья в частное владение.
Поводом к рассмотрению явилась жалоба администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» Республики Марий Эл. Проверке подверглась ч. 2 ст. 4 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ», согласно которой органы местного самоуправления могут принимать решения о приватизации служебных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.
В 2010 году Звениговский районный суд признал противоречащим закону и отменил пункт муниципального положения, по которому администрация могла передавать муниципальное служебное жилье в собственность граждан, занимающих его по договорам социального найма, при условии их 10-летнего трудового стажа в качестве врачей, педагогов, участковых милиции и других работников.
Кассационная и надзорные инстанции, в том числе Верховного суда РФ, жалобы администрации отклонили. Суды пояснили, что законодатель действительно предоставил муниципалитетам право принимать решения о приватизации служебных жилых помещений. Но основания и условия приватизации могут устанавливать только субъекты Российской Федерации, а законодательством Марий Эл они не определены.
По мнению заявителя, отсутствие в оспариваемой норме условий, при которых органы местного самоуправления могут принимать решения о приватизации служебного жилья, допускает возможность ее произвольного применения.
Выслушав позиции сторон, КС пришел к выводу, что самостоятельность местному самоуправлению в решении вопросов местного значения гарантирована Конституцией. В том числе и в вопросах владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Частью этой собственности является муниципальный жилищный фонд, с помощью которого обеспечивается право на жилище востребованных в тех или иных местностях специалистов.
Приватизация служебных жилых помещений связана с реализацией права собственника распоряжаться своим имуществом. Только федеральный закон может ограничивать право собственности, устанавливая владельцам жилищного фонда основания и условия приватизации служебных жилых помещений, передачи их в собственность граждан.
Отстранение местного сообщества от распоряжения собственностью в муниципальном образовании и передача этих полномочий на уровень субъекта РФ противоречили бы конституционно-правовому статусу местного сообщества как непосредственного носителя прав муниципального собственника и прав на местное самоуправление.
Поэтому, согласно постановлению КС, органы местного самоуправления вправе определять необходимый состав муниципального имущества, порядок и условия его использования и дальнейшее предназначение.
Однако решения о приватизации служебного жилья должны быть определенными, обоснованными, исключающими произвольность и возможность злоупотребления. Они не должны предполагать систематического и обязательного отчуждения жилых помещений специализированного жилищного фонда в собственность граждан.
Таким образом, по мнению КС, оспариваемые положения закона не противоречат Конституции, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу не препятствует муниципалитетам принимать решения о приватизации отдельных служебных жилых помещений в отсутствие правового акта субъекта РФ, если такие решения принимаются в порядке исключения и позволяют сохранять служебный жилищный фонд в объеме, соответствующем его целевому предназначению.
Постановление КС вступило в силу с момента его провозглашения, оно окончательно и обжалованию не подлежит. А вот ранее вынесенные решения в отношении администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» Республики Марий Эл подлежат пересмотру.