Российский союз автостраховщиков (РСА) предложил изменить систему обучения водителей таким образом, чтобы во время подготовки к экзаменам будущие автомобилисты учились пользоваться европротоколом - упрощенным порядком оформления ДТП без участия полиции. Сейчас «упрощенкой» в России пользуются всего 4% водителей, при этом ожидание ГИБДД во время аварий считается одной из причин образования пробок в мегаполисах. Инициативу РСА уже поддержали в ГИБДД.
Вчера, 20 февраля, РСА направил в Минобрнауки документ под названием «Методические рекомендации по оформлению документов о ДТП без участия сотрудников полиции». Ведомству предложено дополнить программу обучения будущих водителей методикой, разъясняющей особенности применения упрощенного порядка ДТП, так называемого европротокола, сообщает газета «КоммерсантЪ».
Эту методику в РСА разрабатывали в течение года, она призвана популяризовать «упрещенку» среди будущих водителей. Сейчас о европротоколе сказано только на бланке извещения ДТП - мелким почерком в нескольких строках, а в методике разъясняются особенности и правила оформления европротокола, например, что нужно фотографировать на месте ДТП: общий план, следы торможения, обломки деталей и так далее.
Также методика содержит рекомендации по общению с участниками ДТП. Так, РСА советует водителям «успокоиться и трезво оценить обстановку на месте ДТП», «дать возможность участникам ДТП высказаться и только после этого излагать свою позицию». «При попытках запугивания, наличии агрессивного или неадекватного поведения других участников следует прекратить переговоры и вызвать сотрудников ГИБДД», - рекомендуют в РСА. Обратиться в полицию лучше и в том случае, если «есть подозрение в том, что второй участник находится в состоянии опьянения».
В Минобрнауки «Ъ» заявили, что документов из РСА пока не получали, но отметили, что, скорее всего согласуют методику, если ее поддержат в ГИБДД и Минтрансе. Отметим, что Госавтоинспекция предложения РСА уже поддержала. В Минтрансе документ пока также не видели. Автошколы инициативу намерены поддержать. «Нужно выделить на эти вопросы больше времени в программе обучения. Сейчас на правила оформления ДТП обучающиеся тратят всего полтора часа», - заявила президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева.
Напомним, что суть «упрощенки» сводится к тому, что в случае ДТП с участием двух автомобилей без пострадавших и ущербом до 25 тысяч рублей автовладельцы без участия ГИБДД определяют виновника аварии и рисуют схему происшествия. Затем извещения о ДТП направляют в страховые компании, которые принимают решение о выплате. Европротокол позволяет избежать ситуации, когда ожидание инспектора является причиной затора.
Тем не менее, оформление ДТП по «упрощенке» так и не стало популярно в России, часто водители опасаются, что сумма ущерба может быть выше лимитированной или что они неправильно заполнят бланк. Отметим, что деятельность по популяризации европротокола ведет и Госдума. Так, в ноябре 2011 года в первом чтении был принят законопроект, увеличивающий сумму страховых выплат в случае оформления ДТП без инспектора до 50 тысяч рублей. В свою очередь, зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков уже готовит поправки, вовсе снимающие лимит суммы при пользовании европротоколом.
РСА предложил обучать водителей пользоваться европротоколом в автошколах
ПО ТЕМЕ