Оставила в магазине в "шкафчике хранения" пакет с личными вещами. Затем обнаружила, что из ячейки пакет украли. Охранники сказали, что ответственности за оставленные в шкафах хранения вещи магазин не несет. Прав ли в данном случае магазин? Действительно он не несет ответственности за вещи, оставленные в шкафах хранения? Могу ли я обратиться в суд за компенсацией ущерба? Могу ли отказаться оставлять свои вещи в шкафах хранения и совершать покупки?
Вопрос: Столкнулась с возмутительной ситуацией. Оставила в магазине в шкафчике хранения пакет с личными вещами, так как пройти с ним в торговую зону мне не разрешил охранник. Когда сделала покупки, обнаружила, что в ячейке мойо пакет больше не лежит. Его украли. Не столь жаль вещей, сколько того, что в пакете лежали конспекты лекций. Охранники сказали, что ответственности за оставленные в шкафах хранения вещи магазин не несет. Но как же так? Пройти с пакетом нельзя, но при этом никто не заботится о сохранности оставленных вещей! Прав ли в данном случае магазин? Действительно он не несет ответственности за вещи, оставленные в шкафах хранения? Могу ли я обратиться в суд за компенсацией ущерба? Могу ли отказаться оставлять свои вещи в шкафах хранения и совершать покупки?
Ответ:
1) Прав ли в данном случае магазин? Могу ли отказаться оставлять свои вещи в шкафах хранения и совершать покупки?
Магазин не вправе требовать от покупателя сдавать личные вещи при входе в магазин. Покупатель может отказаться оставлять свои вещи в шкафах хранения. Отказаться совершать покупки Покупатель вправе исходя из общего принципа свободы договора, закрепленного п. 1 ст. 421 ГК РФ. Кроме того, поскольку в силу п. 2 ст. 492 ГК РФ договор розничной купли-продажи является публичным договором, согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ магазин не вправе отказать покупателю в продаже товара, в том числе и по причине его несогласия сдать свои вещи в камеру хранения.
Обоснование
Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством. Указанное положение корреспондирует правилу абз. 1 п. 2 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», согласно которому запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
Детализация указанных общих правил содержится в подзаконных нормативных актах и актах субъектов РФ.
Письмом Комитета Российской Федерации по торговле от 17.03.1994 № 1-314/32-9 разработаны Примерные правила работы предприятия розничной торговли (далее - Правила) и Основные требования к работе мелкорозничной сети. Согласно п. 34 Правил работники предприятия самообслуживания не должны требовать от покупателей при входе в торговый зал предприятия предъявления приобретенных в других предприятиях товаров, а при выходе не должны проверять правильность оплаты покупки и осматривать личные вещи.
При выборе и покупке товара покупатель обязан при входе в торговый зал самообслуживания с вещами ставить в известность работников торгового зала об аналогичных товарах, приобретенных в другом магазине (абз. 4 п. 42 Правил). Иных обязанностей Покупателя Правила не устанавливают.
Поскольку указанные выше Правила были приняты в порядке рекомендаций для подготовки и утверждения соответствующих правил с учетом местных условий, есть практика регулирования отношений в данной сфере на примере г. Москва, где Распоряжением Департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы от 30.05.2003 № 31 утверждены Методические указания по организации и осуществлению розничной торговли в г. Москве (далее - Методические указания).
Так, п. 13.11 Методических указаний определяет, что работникам предприятия самообслуживания запрещено обязывать покупателей оставлять личные вещи (сумки, портфели и т. д.) при входе в магазин самообслуживания. В п. 13.12 Методических указаний отмечается, что в соответствии с гл. 47 ГК РФ при желании покупателя оставить при входе в торговый зал свои вещи предприятие самообслуживания обязано обеспечить их сохранность независимо от того, удостоверено ли принятие вещи на хранение предприятием торговли выдачей покупателю номерного жетона (номера) или иного знака, удостоверяющего прием вещей на хранение.
2) Действительно он не несет ответственности за вещи, оставленные в шкафах хранения? Могу ли я обратиться в суд за компенсацией ущерба?
Говоря об ответственности магазина в приведенном случае в первую очередь необходимо указать на положения ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», гарантирующие Покупателю возмещение убытков, причиненных вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг). Указанные убытки возмещаются Продавцом (магазином) в полном объеме.
Поскольку при согласии Покупателя оставить вещи в шкафах хранении, возникшие между сторонами отношения будут квалифицированы в качестве договора хранения, магазин несет ответственность за сохранность вещей, оставленных Покупателем в шкафах хранения. В случае утраты магазином оставленных на хранение вещей Покупатель вправе обратиться в суд за возмещением убытков, причиненных утратой вещей, в размере стоимости утраченных вещей (ст. 902 ГК РФ).