Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Театры Кехман замахнулся на всероссийский масштаб. В продвижении балета

Кехман замахнулся на всероссийский масштаб. В продвижении балета

614

После перехода из Большого театра в Михайловский самой перспективной в стране пары положение Владимира Кехмана было на грани фола. Упрекали его и в шантаже артистов, и в утрате репутации честного менеджера. Как менялся расклад сил во время видеомоста «Русский балет. Как возродить национальное достояние», наблюдала "Фонтанка".

Вчера в медиацентре информагентства РИА Новости прошел видеомост Москва - Петербург - Новосибирск - Пермь на тему: «Русский балет. Как возродить национальное достояние». Имя инициатора мероприятия угадать нетрудно, тем более если уточнить, что беседа приурочена к намеченному на 30 ноября – 1 декабря смотру Гран-при Михайловского театра. Кроме обсуждения проблем развития национального балета был поднят еще один чрезвычайно острый и болезненный вопрос – служба в армии выпускников балетных школ, обессмысливающая 9 лет учебы.

В последние две недели, после перехода из Большого театра в Михайловский самой перспективной в стране пары поколения молодых мастеров - Натальи Осиповой и Ивана Васильева, - положение Владимира Кехмана было на грани фола. Упрекали его и в шантаже артистов, и в утрате репутации честного менеджера. И по идее, если какой видеомост и грезился охочим до жареного представителям масс-медиа, так это смертельная схватка между Большим и Михайловским театрами, между Иксановым и Кехманом. Но московскую студию в итоге занял сам Кехман со своим соратником, главным балетмейстером Михайловского театра Михаилом Мессерером, а также с ректором московской Академии балета Мариной Леоновой. А в петербургской оказались председатель худсовета Гран-при Никита Долгушин, ректор Вагановского училища Вера Дорофеева и его худрук Алтынай Асылмуратова, а также вице-губернатор Василий Кичеджи. В пермской и новосибирской студиях, разумеется, тоже обнаружилась группа поддержки в лице руководителей местных хореографических училищ.

То есть никого из своих противников в разгоревшемся за последние две недели этическом, мягко говоря, споре между балетными стационарами двух культурных столиц Владимир Кехман не позвал, потому что он выбрал другую тему для разговора - Гран-при Михайловского театра, смотр-конкурс выпускников театральных школ страны и приуроченное к нему обсуждение будущего русского балета. А также попытался решить острый вопрос – о службе в армии выпускников балетных школ, фактически лишающей их профессии. И это та территория, на которой довольно трудно придраться к директору Михайловского, а вот союзников ему заполучить куда как легко. Как и престижное реноме покровителя балетной молодежи.

Однако, если вслушаться в пространную вступительную речь Владимира Кехмана, открывшего видеомост, то станет очевидно, что спикер претендует не только на масштабный федеральный проект в области балета, но на главенствующую роль в целой балетной отрасли. Начав с того, что российский балет должен стать, как в советские времена, одним из государственных приоритетов, г-н Кехман продолжил столь же концептуально: «Балет не может быть искусством только двух столиц. Нужно не собирать всех лучших в одном театре, а дать возможность всем институтам, которые представляют это искусство, - профессиональным театрам, школам, балетным коллективам, студиям - ощущать себя частью общего силового поля. Статусные, заслуженные, благополучные театры должны думать не только о себе, но и поддерживать тех, кому труднее, кто дальше от столиц и у кого меньше денег, меньше или вообще нет административного ресурса. Своей славой русский балет обязан тому, что ребенок практически из любого уголка страны мог учиться танцам, если у него были способности и желания».

Про статус Михайловского театра тоже было сказано однозначно: «Дети в любой хореографической школе страны должны знать, что могут выступить на сцене императорского (!) театра вместе с балетными звездами». И далее: «Вся страна должна знать, что балет – наше общее достояние, наш общий приоритет, что это достойная профессия и обеспеченное будущее». Чем не федеральная программа развития балета на ближайшие годы, а то и десятилетия? И ведь слова подкреплялись фактами: уже со следующего года, по словам Владимира Кехмана, Гран-при Михайловского театра станет международным. Уже сейчас ведутся переговоры со школой английского Королевского балета, также планируются переговоры со школой Парижской оперы и Балетной школой Ла Скала. В довершение было объявлено, что в гала-концерте Гран-при 1 декабря вместе с конкурсантами на Михайловской сцене выступят «наши звезды» – Наташа Осипова и Иван Васильев, Леонид Сарафанов, Ирина Перрен, а также Лючия Лакарра и Марлон Дино из Баварского государственного балета. Но и это не все. Весь конкурс можно будет увидеть в прямой интернет-трансляции, чтобы, как пояснил директор Михайловского, дети во всех хореографических школах смотрели и болели за своих.

Между тем всякому, имеющему уши и глаза, ясно, что разговор не только о детях. Не случайно еще раньше докладчик обмолвился, что престиж балетной профессии должен быть не меньшим, чем престиж футболиста. И ведь, как ни удивительно это звучит сейчас, в советской стране так и было. В Европе – так и есть. И то, что сегодня имена уникальных мариинских балерин Ульяны Лопаткиной и Дианы Вишневой (да простит меня Владимир Абрамович, в его театре такого уровня балетные звезды пока не засветились. - Прим. авт.) остаются известны только узкому кругу театралов, - и в самом деле прокол на государственном уровне, на уровне культурной политики.

Наконец, была озвучена и совсем невероятная для цивилизованного общества проблема. До сих пор выпускников балетных школ России приходится совершенно нецивилизованными методами спасать от кирзовых сапог, которые есть синоним потери профессии, в том числе и уникальными танцовщиками. Тут в поддержку Владимира Кехмана прозвучал буквально хор голосов балетных педагогов, подхваченный и журналистами. Кажется, не требует обсуждения, что освобождение мальчиков - выпускников балетных училищ страны от службы в армии (речь идет о 250 человеках в год, которые определенно не спасут положение в вооруженных силах державы) должно быть закреплено законодательно. Однако вице-губернатор Василий Кичеджи упорно повторял, что этот вопрос должен рассматриваться индивидуально и на региональном уровне. То есть, например, на уровне губернатора Полтавченко, а не министра обороны. Зато гордиться российским балетом Василий Кичеджи выразил большое и горячее желание. Также он, не шибко вдаваясь в тонкости проблемы, пригласил всех собравшихся на открытие Театра балета, запланированное через год, заметив, что там тоже будет балетная школа. Речь шла о здании Театра балета Бориса Эйфмана, который имеет весьма далекое отношение к тому, о чем говорили труженики классической русской балетной школы.

Впрочем, остальные-то собравшиеся демонстрировали полную осведомленность и заинтересованность. О чем свидетельствовали вопросы журналистов г-ну Кехману, которые он четко и со знанием дела парировал. «Как сочетаются приглашение в Михайловский на главную балетную должность мастера современной хореографии Начо Дуато и ваши разговоры о необходимости беречь и развивать классическую балетную школу?» - спрашивали Владимира Кехмана. А он уверял, что Дуато сейчас репетирует «Спящую красавицу» с видимым пиететом перед классическим стилем (Михаил Мессерер в этот момент подкинул уместное словечко - «неоклассика»). Далее следовали цифры: Михайловский театр дает в год 120 - 130 балетных представлений, 85 процентов из них – классика. Спрашивали о том, не является ли Гран-при той ярмаркой, на которой Михайловский театр намерен разживаться молодыми талантами, но и тут факты были за Кехмана: оказывается, оба главных лауреата прошлого сезона, как ни уговаривал их директор Михайловского, предпочли отправиться в Москву, один – в Большой театр, другой – в Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Был, разумеется, вопрос о танцовщиках Осиповой и Васильеве, покинувших Большой театр, и о шантаже, ответ на который не составил труда, потому что, как выяснилось, Большой театр до сих пор ничего не предложил названным артистам и даже не вышел с ними на связь.

Во время видеомоста журналисты сделали две очень смешные оговорки, и обе, что называется, по Фрейду. Ведущая в столичной студии назвала Вагановское училище Ваганьковским (как именуется знаменитое московское кладбище). Тут Владимир Кехман немедленно взял слово, извинился за Москву и бросил на журналистку такой конкретный взгляд, что не хотела бы автор текста оказаться на ее месте. Но тут же подумала, что банановый магнат, который «сложносочиненные» имена звезд мирового балета произносит так же запросто, как имена своих родственников, имеет право и на такие взгляды, и на то, чтобы заявить о себе как о серьезном игроке на поле русского балета, где до его прихода, казалось бы, весь пасьянс сложился на много лет вперед. Кстати, тут к месту будет вспомнить вторую оговорку - ведущей из Петербурга, которая, представляя Алтынай Асылмуратову, назвала ее «в прошлом примой Михайловского, ой, извините, Мариинского театра».

Михайловский театр и в самом деле за последние три года буквально оккупировал сознание, и не только журналистов. Упрекать молодую, но уже звездную балетную пару в предпочтении Петербурга Большому странно. Молодежь рвется туда, где кипит жизнь, где открываются возможности. Кто в юности не восклицает, как Юлий Цезарь: «Мне 22, а еще ничего не сделано для вечности!» - тот вряд ли войдет в историю. Кехман не юн и обходится без восклицаний, но действует стратегически безупречно – грамотно, быстро и, что там говорить, эффектно, так что другим игрокам на поле отечественного балета пора делать ходы, иначе можно незаметно и необратимо проиграть.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях