Судьбу Орловского тоннеля решат до конца ноября. Сейчас в Смольном рассматривается несколько вариантов, при которых его стоимость может понизиться. Тогда тоннель, возможно, получит «зеленый свет» у нового финансового вице-губернатора Петербурга Сергея Вязалова, который ранее приостановил реализацию проекта, концессионное соглашение по строительству которого было подписано прежней главой Петербурга.
Замолвить слово об Орловском тоннеле перед новым губернатором Петербурга Георгием Полтавченко из Германии приехал министр транспорта и строительства Петер Рамзауэр. С ним на прием к главе города пришли и бизнесмены, кровно заинтересованные в его строительстве, в частности руководство компании Herrenknecht AG, которая делает для Петербурга 19-метровый тоннелепроходческий щит. Перед визитом в Смольный, как стало известно «Фонтанке», министр посетил презентацию проекта в офисе «Невской концессионной компании» (НКК), отвечающей за строительство Орловского тоннеля.
В официальном приветствии Георгий Полтавченко продекларировал то, что со сменой состава городской администрации отношение к инвесторам, в том числе и иностранным, осталось неизменным.
«Мы заинтересованы в развитии инфраструктурных проектов совместно с частным капиталом. Город продолжит создавать комфортные условия для уже работающих инвесторов, а также для привлечения новых», - отметил Полтавченко. Основным транспортным проектом Петербурга он назвал реконструкцию аэропорта «Пулково», умолчав о возведении Западного скоростного диаметра и Орловского тоннеля.
О тоннеле заговорил сам министр транспорта Германии. Он заявил, что немецким компаниям в Петербурге интересен прежде всего этот проект. Также, по словам чиновника, структуры, которые сейчас занимаются щитом для бурения Орловского тоннеля под Невой, могут рассмотреть возможность участия в расширении сети петербургского метрополитена.
После встречи с губернатором Полтавченко Петер Рамзауэр заявил журналистам о своей уверенности в том, что проект тоннеля под Невой будет реализован, несмотря на ранее сделанные заявления о приостановке строительства объекта из-за его высокой стоимости.
В «НКК», заключившей концессионное соглашение с городом на право строительства тоннеля, пока уверенности немецкого министра не разделяют. Руководитель «НКК» Шавкат Кары-Ниязов, присутствовавший на встрече министра и губернатора, позже кратко прокомментировал ситуацию. "Мы продолжаем диалог с городскими властями по строительству Орловского тоннеля, согласовываем смету, прорабатываем условия сделки. Возможен вариант оптимизации путем подключения к улично-дорожной сети", - заявил он.
Свет на происходящее вокруг плана строительства подземного автомобильного перехода пролил «Фонтанке» вице-губернатор Юрий Молчанов. Он сообщил, что сейчас обсуждаются несколько вариантов удешевления проекта.
«Сам тоннель, скорее всего, останется неизменным, но экономия может быть достигнута за счет изменения прилегающей инфраструктуры — развязок, ведущих к тоннелю», - отметил он.
Как сообщили «Фонтанке» источники, близкие к процессу переговоров о судьбе проекта, есть несколько различных вариантов, которые упрощают первоначальную схему транспортных подходов к тоннелю и ведут за собой снижение окончательной стоимости. Однако порядок сумм пока не называется.
Эксперты, правда, сомневаются, что удешевление проекта только за счет перепроектирования развязок будет значительным. Чтобы добиться серьезной экономии, возможно, нужно кардинально менять схему строительства, а значит, нести дополнительные расходы, на которые едва ли пойдет частный концессионер.
Так или иначе, по словам Молчанова, в ближайшее время все возможные варианты оптимизации проекта будут представлены на суд вице-губернатору Сергею Вязалову, который и предложил отказаться от реализации мегастройки. Если он согласует тоннель в какой-либо из его вариаций, то документы пойдут на утверждение губернатору. Ожидается, что это произойдет до конца ноября.
Напомним, что до немецкого министра поддержку проекту Орловского тоннеля выказывал и министр регионального развития РФ Виктор Басаргин на заседании транспортного совета по развитию петербургского узла в октябре этого года. Но тогда губернатор Полтавченко отреагировал на его заявления крайне жестко. Он отметил, что проект в том состоянии, в котором был утвержден прежней администрацией города, осуществлен не будет. Возмущение градоначальника вызвала окончательная сумма строительства Орловского тоннеля — около 115 млрд рублей.
После Басаргина за проект вступалась и спикер Совета Федерации, экс-губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. Она назвала тоннель выстраданным и просчитанным проектом, который необходим городу.
Однако на сегодняшний день получается, что только немецкая сторона и компания First Quantum Partners Ltd (владеет «НКК») являются прямыми интересантами проекта. По признаниям руководства «НКК», в его реализацию они уже вложили более 2 млрд рублей. Немецкая компания Herrenknecht AG также уже понесла затраты, начав проектирование 19-метрового щита для строительства тоннеля. Следует отметить, что оба партнера имеют значительный административный ресурс. Кипрскую компанию First Quantum связывают с депутатом Госдумы Виталием Южилиным, а немецкую Herrenknecht — с экс-канцлером Германии Герхардом Шредером.
Справка:
Проект Орловского тоннеля подразумевает строительство подземной дороги от Смольнинской до Свердловской набережной. По изначальному проекту, длина тоннеля составит 3,5 км, он должен быть двухъярусным, с тремя полосами для движения в каждую сторону. Пропускная способность подземной переправы составит 60 тысяч автомобилей в сутки.
Соглашение с инвестором, который выиграл право на строительство тоннеля, - «Невской концессионной компанией», основным инвестором в которой является First Quantum Partners Ltd, - было подписано в 2010 году. Ожидалось, что тоннель будет готов в 2017 году.
Пробить Орловский тоннель через Смольный
ПО ТЕМЕ