Выпускники Массачусетского технологического института (MIT) с помощью методов сетевого маркетинга создали универсальный алгоритм мобилизации и координации действий больших групп людей через Twitter, другие блоги и социальные сети - такую технологию можно использовать как для спасательных операций, так и для организации действий политических активистов во время революции, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.
В 2009 году американское агентство оборонных разработок DARPA объявило конкурс "Сетевой вызов", участники которого должны были разработать лучший метод для мобилизации и координации общественных действий по всей территории США. Организаторы конкурса спрятали на континентальной территории США десять красных шаров-метеорологических зондов, запуск которых должны были зафиксировать участники "вызова".
Группа ученых под руководством Алекса Пентланда (Alex Pentland) из MIT решила эту проблему за девять часов после взлета шаров. Команда из четырех человек обогнала другие группы участников из нескольких сотен человек, которые использовали менее эффективные методы сбора информации - альтруистические стратегии, связи и славу самых популярных пользователей социальной сети Twitter, а также сообщество пользователей в этой сети, увлекающихся геолокацией.
Секрет их успеха заключается в том, что за 36 часов до начала эксперимента исследователи собрали в микроблогах Twitter многотысячную армию добровольцев со всех уголков Соединенных Штатов при помощи механизма "обратного" стимулирования, который основывается на принципах сетевого маркетинга и финансовых пирамид.
Пентланд и его коллеги заранее объявили, что они потратят весь призовой фонд, 40 тысяч долларов, на вознаграждение не только тем, кто сообщил им о местонахождении красного шара, но и тем, кто был задействован в приглашении этих людей. Авторы статьи оценили находку каждого зонда в 4 тысячи долларов, половину из которых получает сам "первооткрыватель", четвертую часть - тот человек, который пригласил его в сетевую команду, 500 долларов - участник группы, пригласивший второго "пирамидчика" и так далее.
Таким образом, чем больше человек пригласил людей, тем больше у него было шансов получить некоторую долю призового "пирога" по цепочке его "последователей". Подобная структура пирамиды стимулирует ее расширение на всех уровнях. С одной стороны, участник старается приглашать новых участников сети самостоятельно, а не через своих последователей, из-за прямой финансовой выгоды. С другой стороны, он не препятствует росту дерева последователей, так как это в любом случае увеличивает его шансы на выигрыш.
Подобная стратегия позволила ученым собрать 845 пирамид из добровольных последователей, общая численность которых составила 4,5 тысячи пользователей. Самая широкая сеть содержала 602 пользователя, а самая "высокая" состояла из 14 уровней "пирамидчиков". В половине случаев новые пользователи не покидали пирамиду и привлекали в нее других людей, хотя обычно этот показатель составляет 10 - 35%.
Затем исследователи проверили, влияет ли географическое положение пользователей на то, кого они приглашают в социальную пирамиду, и на успешность этих приглашений. Авторы статьи измерили расстояния между пользователями при помощи LiveJournal и обнаружили, что люди прикладывали наибольшие усилия и достигали большего успеха в том случае, если они пытались привлечь своих друзей из удаленных от них городов США.
Таким образом, стратегия "обратного" стимулирования позволяет мобилизовать большое количество ранее не заинтересованных пользователей социальных сетей для решения сложных задач, требующих мобилизации и слаженных действий нескольких тысяч людей в практически неограниченных географических масштабах, пишет РИА Новости.