Монопольный поставщик электроэнергии – ЗАО «Петроэлектросбыт» - впервые признан исполнителем коммунальных услуг. До сих пор эта компания именовала себя лишь посредником (агентом), что позволяло ей уходить от ответственности и лишало потребителей гарантированных законом прав. Хотя исполнять требования надзорных органов и служителей Фемиды энергетики не спешат.
Отчасти революционное решение было принято благодаря жалобе жителя Васильевского острова Матушкина, обратившего внимание на отсутствие в договоре с ЗАО «Петроэлектросбыт» обязательной информации, в том числе о допустимой мощности используемых в квартире электроприборов, параметрах качества, сроках устранения аварий и т.д. Ведь перегрузка квартирной сети может привести к пожару, отвечать за который должен не предоставивший соответствующие сведения исполнитель коммунальной услуги.
Наша хата с краю
Само ЗАО «Петроэлектросбыт» позиционирует себя как агент гарантирующего поставщика (ОАО «Петербургская сбытовая компания»), то есть осуществляет лишь покупку и продажу электрической энергии, а также собирает плату за нее. Тогда как утвержденные правительством России правила предоставления коммунальных услуг гражданам (так называемые правила № 307) возлагают на исполнителя куда больше обязанностей, в том числе обслуживать внутридомовые инженерные системы, обеспечивать бесперебойное энергоснабжение, производить перерасчет платы за период отключения и т.д., а также предоставлять исчерпывающую информацию об услугах, гарантированном качестве и т. д.
Именно отсутствие таких сведений и стало причиной спора. Рассмотрев жалобу гражданина Матушкина, управление Роспотребнадзора наложило на ЗАО «Петроэлектросбыт» административный штраф по факту не предоставления потребителю необходимой и достоверной информации об оказываемых услугах.
Оспаривая требования надзорного органа в арбитражном суде, ЗАО «Петроэлектросбыт» отрицало наличие как вмененных, так и каких-либо иных обязательств исполнителя коммунальных услуг. Ведь в самих правилах (№ 307) четко указывается, что в находящихся в ведении управляющих компаний, ТСЖ или ЖСК домах таковым исполнителем не может быть ресурсоснабжающая организация.
Но суд отверг все эти доводы, так как само ЗАО «Петроэлектросбыт» заключало и продолжает подписывать договора не с управляющими компаниями (как то делает «Водоканал», ТЭК и пр.), а непосредственно с собственниками (жильцами) квартир. Следовательно, в этом случае сама ресурсоснабжающая организация несет и ответственность за режим и качество подачи энергии как минимум до границы дома: «ЗАО «Петроэлектросбыт» не представило суду сведений о наличии в настоящее время в Санкт-Петербурге исполнителей коммунальной услуги по энергоснабжению, ... которые предоставляют указанную услугу гражданам на основании заключенных с ними договоров ... В рассматриваемом случае именно ЗАО «Петроэлектросбыт» (вне зависимости от статуса ресурсоснабжающей организации) является лицом, реализующим коммунальные услуги потребителям, то есть исполнителем», – заключил арбитражный суд.
В то же время служители Фемиды признали, что обслуживание внутридомовых инженерных систем возлагается на самих собственников квартир или привлекаемые ими организации (управляющие компании, ТСЖ и пр.). За такую разводку энергетики ответственности не несут.
Пишите начальнику ЖЭКа
Принятые по административному делу решения уже вступили в законную силу. Обоснованным суд счел и вынесенное управлением Роспотребнадзора предписание устранить нарушения – включить в условия договора соответствующую информацию.
Несмотря на это, ЗАО «Петроэлектросбыт» продолжает отрицать наличие у него статуса и обязанностей исполнителя коммунальных услуг, в том числе по предоставлению информации потребителям. Директор по правовым вопросам энергокомпании Екатерина Букатина пояснила журналисту «Фонтанки», что вступившие в силу решения никак не поменяют «фактических взаимоотношений сторон договора». «Предписание контролирующего органа исполнено: подробный информационный блок был размещен на оборотной стороне бланков подлежащих использованию в центрах приема платежей квитанций, что позволяет охватить максимальное число абонентов», – утверждает она.
Однако на самом деле самая актуальная для потребителей информация не раскрыта – Екатерина Букатина и не отрицает, что компания, в частности, не предоставляет сведений (в киловаттах) о максимально допустимой нагрузке, четких параметров качества услуг и не говорит о гарантированных сроках устранения возможных аварий. Всю эту информацию жильцам предлагается узнавать в своем ЖЭКе (управляющей организации или пр.): «Максимальная допустимая мощность используемых приборов различна для жилых домов разных лет постройки и оборудованных электрическими или газовыми плитами, а также может варьироваться для домов (квартир) с индивидуальным (нетиповым) проектом электроснабжения ... Ответственность за надлежащее состояние внутридомовых сетей, и, следовательно, за ухудшения качества электроэнергии в случае их ненадлежащего состояния, несет жилищная организация», – поясняет топ-менеджер энергокомпании.
Возмещать ущерб, причиненный жильцам в результате, например, вызванного перегрузкой сети пожара, энергетики не готовы. Независимые юристы лишь частично согласны с такими выводами: «Арбитражный суд констатировал, что ЗАО «Петроэлектросбыт» обязано предоставлять сведения в том числе о максимально допустимой мощности приборов и оборудования, которые потребитель может использовать для удовлетворения бытовых нужд, – констатирует Виктор Гутов, партнер юридической компании Pen&Paper. – Однако это не означает, что такая информация должна быть детализирована до киловатта применительно к каждой квартире. А потому энергетики не нарушат закон, если сообщат потребителям о том, что максимальная мощность должна соответствовать техническим характеристикам внутриквартирных электрических сетей. Такие сведения должны быть у собственника и в обслуживающей дом организации (жилкомсервисе, ТСЖ или т.п.).
В то же время в правилах и в решении суда указывается, что информация (в том числе о мощности, параметрах качества и пр.) должна не просто размещаться (на сайте, стендах, в квитанциях или т.п.), а включаться в абонентский договор электроснабжения. Поэтому если в договоре таких сведений (в т.ч. в виде отсылки) нет, на ЗАО «Петроэлектросбыт» может быть возложена ответственность. Но в каждом конкретном случае суд будет исследовать причинно-следственную связь между таковыми бездействиями энергетиков и возникшими убытками – почему произошло замыкание, по какой причине не сработали предохранители, в каком состоянии была проводка, как была превышена мощность и т. д.
Так, жильцу сгоревшей квартиры вряд ли удастся взыскать убытки с «Петроэлектросбыта», если он использовал электричество не для бытовых нужд, а, например, подключил станок или иное оборудование, которое и привело к превышению мощности и замыканию, – констатирует юрист.
Решение арбитража, возможно, поможет и жильцам коммунальных квартир: действующие правила № 307, равно как и уже принятый правительством России новый регулирующий предоставление коммунальных услуг нормативный акт, делегирует им право устанавливать индивидуальные счетчики на каждую комнату, а общеквартирное потребление (киловатт-часы, нажигаемые на кухне, в прихожих, санузлах и пр.) делить пропорционально количеству жильцов. Однако «Петроэлектросбыт» оную методику игнорирует, ссылаясь, в том числе, на отсутствие у него статуса исполнителя. Поэтому коммунальную квартиру энергетики считают единым потребителем, а в случае возникновения задолженности подают иск о солидарной ответственности всех жильцов.
Павел Нетупский, «Фонтанка.ру»